О Египте

Феллахи Египта

Каков менталитет современного египтянина? Как на них отразилась древняя культура египта? Много ли в них арабского? Что не нужно забывать, общаясь с египтянином? Кто такие феллахи?

 Феллахи – Современные египтяне (Египет)

Широкая улица в левобережной части Большого Каира превратилась в двухэтажную, чтобы дать простор стаду автомашин, несущемуся в сторону знаменитых пирамид Гизы. Снова затем став широким проспектом, недалеко от пирамид улица раздваивается - на север через пустыню пошла автострада в Александрию, а мы свернули к югу на дорогу вдоль канала, ведущую в Верхний Египет.

Миновав колоссальную лежащую статую фараона Рамсеса II в Мемфисе, по которой в экстазе ползали американские туристки - последовательницы какой-то мистической секты, мы углубились в лабиринт проселочных дорог. Целью нашей поездки была деревня, расположенная на самой границе пустыни.

- Я покажу тебе, как складываются новые отношения между феллахами и бедуинами, - сказал Лютфи Гомаа. - Я сам участвовал в этом деле - помог моему приятелю, студенту, сыну феллаха, жениться на дочери бедуина, - с гордостью добавил он.

Но по мере того как мы медленно приближались к деревне, его лицо принимало все более озабоченное выражение. Дорогу заполнили возбужденные феллахи с толстыми палками. Толпа их густела. У некоторых в связках сахарного тростника, навьюченных на осликов, я заметил торчащие приклады винтовок.

- Что случилось?

- Эти бедуины, свора разбойников и бродяг, похитили двух братьев Абдель Монейма!

- Как! - воскликнул Лютфи. - Того самого, который женился на девушке из их племени?

- Разве они допустят эту женитьбу? У них нет ни веры, ни религии, - ответил пожилой феллах. - Они не знают ислама и благословения аллаха.

Мы решили объехать деревню и, оставив позади финиковую рощу, покатили по кромке пустыни. За барханом нас остановила группа вооруженных бедуинов в развевающихся на ветру одеждах.

- Вы, чужаки, держитесь отсюда подальше! - сказал не очень дружелюбно один из них, сухой, жилистый, с орлиным носом и редкой бородкой, державшийся с видом вождя.

 Феллахи – Современные египтяне (Египет)

- А что здесь происходит? - спросил я.

- Сын феллаха решил жениться на дочери бедуина!..

- Ну и что?

Бедуин смерил меня презрительным взглядом:

- Бедуин - араб, благородной крови, а феллах - раб и сын раба. Мы не допустим позора - брака девушки нашего племени с феллахом.

- Но ведь они уже поженились! - не выдержал Лютфи Гомаа.

- Как?! - изумленно переглянулись бедуины.

- Когда мы подъехали к деревне, толпа крестьян в несколько сот человек стояла против небольшой группы вооруженных бедуинов. Перебранка и крики становились все громче. Брось кто-нибудь камень - и могла начаться потасовка.

- Остановитесь! Сюда едут полицейские! - воскликнул Лютфи Гомаа и бросился между противниками. Люди оторопели.

- Лучше решить дело миром! - продолжал он. Ведь молодые уже поженились.

Насчет полиции он выдумал, однако сообщение, что брак, вызвавший столь бурную реакцию, состоялся, охладило страсти.

- А ну, докажи, - сказал один из бедуинов.

Лютфи достал фотографию, на которой был изображен его приятель Абдель Монейм в черном костюме с галстуком и красавица бедуинка в длинном белом платье. Конечно, никто не знал, что молодые взяли свадебные наряды напрокат, многие восхищенно зацокали языками.

Неожиданное вмешательство Лютфи Гомаа позволило в тот же вечер омде - старосте деревни и шейху племени бедуинов сесть за кофе и урегулировать спор. Братьев Абдель Монейма бедуины отпустили, а старики договорились о выкупе за невесту. Он оказался втрое выше обычного. Но феллахи, довольные, что дело не дошло до кровопролития, собрали его всей деревней.

- Долго же будет Абдель Монейм расплачиваться с односельчанами. Хорошо, что его братья уже завербовались на работу в княжество Абу-Даби, помогут, - сказал мой друг.

Редкий и для наших дней брак феллаха с бедуинкой состоялся. Но дело могло и не кончиться миром.

В своем презрении к земледельцам кочевник может сослаться на слова, приписываемые пророку Мохаммеду, когда в доме жителя Медины он увидел лемех плуга: «Эти вещи не входят в дом без того, чтобы вместе с ними не вошло унижение».

Под словом «крестьянин» мы подразумеваем прежде всего земледельца, хотя в более широком смысле скотовод-кочевник тоже крестьянин.

 Феллахи – Современные египтяне (Египет)

В арабском языке «феллах» только земледелец, кочевник - верблюдовод - «бедуин». Хотя Египет - страна феллахов, нельзя не упомянуть и о кочевниках.

На протяжении истории сложные взаимоотношения вражды и сосуществования, военного грабежа и хозяйственных связей кочевников и оседлых на всем пространстве Северной Африки и Передней Азии были одним из важнейших факторов социально - экономической жизни. Для Египта после нашествия гиксосов - коневодов в XVII веке до нашей эры кочевники, особенно к началу новой эры, ассоциировались с верблюдоводами. С наступлением пустыни на саванну лошадь стала редкостью, предметом роскоши; лишь знать могла позволить себе иметь ее как боевое животное. Главным военно - транспортным животным стал верблюд. Он и оставался таковым вплоть до начала XX века.

Военный потенциал феллахов чаще всего уступал мощи жителей пустыни. Сам тип хозяйственной деятельности превращал кочевника в хорошего воина. Обладание стадами верблюдов позволяло бедуинам собираться быстро и незаметно для противника, наносить удары, а в случае неудачи рассеиваться в недоступную для противника пустыню. Наконец, военно-демократическая организация племен давала готовую и удобную структуру для чисто военной организации, облегчала руководство большими массами людей в походах и сражениях.

 Феллахи – Современные египтяне (Египет)

Военная, политическая и хозяйственная роль кочевников в современном Египте невелика. Их численность - сто-двести тысяч человек в сорокавосьмимиллионном населении страны - ничтожна. Но такая пропорция сложилась сравнительно недавно. Еще во времена экспедиции Наполеона в конце XVIII столетия бедуинов было триста-четыреста тысяч на два с половиной миллиона населения, что в сочетании с их военной организацией придавало им непропорционально большое влияние в стране. Со времен завоевания Египта арабами кочевники, смешиваясь с египетскими феллахами, способствовали их арабизации, во многих районах воздействовали на формирование этнического типа египтян. Но в целом бракам и ассимиляции препятствовало убеждение «аристократов пустыни» в благородстве своей крови: самый бедный бедуин гнушался отдать дочь замуж даже за очень состоятельного крестьянина.

Боязнь пустыни ассоциируется у многих феллахов с полузабытыми воспоминаниями о набегах кочевников. Противопоставление «оседлый» - «кочевник» было знакомо и в политической практике, и в быту, и в идеологии традиционного общества.

Мирный исход столкновения феллахов и бедуинов, невольным свидетелем которого я стал, был благополучен вдвойне: брак был признан и кровь не пролилась. Если бы кто-нибудь был ранен или - еще хуже, - убит, это означало бы первое звено бесконечной цепочки кровной мести.

Противоречивый, но проницательный египетский литератор и философ Аббас Махмуд аль-Аккад отмечал: «Мы не сможем понять, насколько египтянин консервативен или готов к бунту, если не поймем его любви к семье и его преданности традициям и семейным обычаям. Он консерватор в смысле сохранения семейного наследия, и во имя этого сохранения, консерватизма он готов на восстание, чтобы защитить свои традиции. Египтянин может забыть все, за исключением чувства снисхождения, милосердия и норм поведения в семье».

Египтяне стремятся к стабильности, предпочитая ее переменам, и выше многих других благ ставят семейный очаг. Мало того, улемы-богословы сходятся во мнении, что безбрачие безнравственно и является преступлением перед религией и обществом.

 Феллахи – Современные египтяне (Египет)

Египетская семья, особенно в деревне, представляет собой большую семейную группу, объединенную родственными связями по мужской линии. Во главе ее стоит пожилой мужчина и его жена; и эта группа включает женатых сыновей, их детей, возможно, женатых внуков и правнуков. Нередко они вместе питаются, владеют общим имуществом, вместе работают, вместе решают дела. Но их связывают не только общие экономические интересы и кровное родство, но и так называемая «асабйя» - «кодекс чести» - социальные связи и обязанности большой семьи. У оседлых «асабйя» охватывает большую семейную группу, называемую в нашей этнографической литературе «патронимией», у кочевников - племя или даже конфедерацию племен.

Сплоченность большой семьи крепко цементирует обязательство кровной мести. На мужчин - членов большой семьи - распространяется как угроза кровной мести враждебной семейной группы, так и обязанность мстить за своих. Внутри ее собирают и средства для того, чтобы откупиться от мстителей, если старики смогли полюбовно урегулировать спор.


Читайте здесь еще о Египте!

   

Комментарии:

Чудесная статья и очень познавательная!
21.06.17 натали Оставить сообщение


 
РоссияГорящий тур
РоссияЖигулевские выходные с посещением музея АвтоВАЗа и бункера Сталина. Выезд из Москвы 27.04.24 на 4 дня
Сейшелы
991€ 102566рПодробнее
СейшелыОстровная экзотика в Индийском океане. Отдых на острове МАЭ. Не упусти! Вылет из Мск 06.05.24 на 8 дней и более
ТурцияМайские
404$ 39153рПодробнее
ТурцияСТАМБУЛ. Не упусти! Комфортная погода. Солнце, море, шопинг. Доступные цены. Вылет из Москвы 08.05.24 на 8 дней
ВьетнамСпецпредложение
689$ 66775рПодробнее
ВьетнамПродолжительный отдых на пляжах НЯЧАНГА. Для тех, кто не боится длительных стыковок. Вылет из Москвы 08.05.24 на 15 дней
АбхазияЭто круто!
АбхазияПИЦУНДА. Открываем пляжный сезон! Пальмы, солнце, реликтовые рощи, национальная кухня. Вылет из Москвы 06.06.24 на 9 дней
Египет
545$ 52952р.Подробнее
ЕгипетЗАЖИГАЙ с друзьями в Хургаде. Доступный отдых с отличным сервисом. Вылет из Мск 07.05.24 на 8 дней