О Египте
Религия Древнего Египта
Также читайте:
Многобожие страны пирамид
Откуда берет свое начало религия древнего Египта? На чем она основывается? Как египтяне относились к душе и ее бессмертию? И какое отношение к их религии имели пирамиды?
1. Истоки
Сейчас самым древним памятником религиозной мысли являются "Тексты Пирамид". Эти тексты представляют собой иероглифы, вырезанные на внутренних стенах пирамиды Пятой династии (пирамида Унаса) и четырех пирамид Шестой династии. Датировка этих текстов у разных исследователей колеблется в довольно широком диапазоне (как, впрочем, датировка всего, что касается Древнего Египта), но, вероятно, самые ранние из них вырезаны не позднее 2300 г. до н. э. Однако, даже эти тексты не являются оригиналами, а являются копиями какого-то более древнего источника. Это можно предположить, поскольку их теологический уровень настолько высок, что они не могли быть созданы цивилизацией низкого уровня. В то же время уста истины немы, для тех, кто не готов услышать. Для поверхностного ознакомления тексты Древнего Египта могут показаться крайне сложными, поэтому необходимо найти ключ к пониманию их смысла.
Более поздними источниками являются "Тексты Саркофагов", "Книга мертвых" (Книга Амдуат) и ряд других произведений.
Египет - греческие название страны Кем (на самом деле К'м, поскольку в древнеегипетском языке фонемы "е" нет). Смысл этого сакрального названия сейчас неизвестен. Древнегреческие путешественники отмечали труднодоступность получения знаний египтян для постороннего исследователя. Все знания можно было получать только в рамках храмового обучения. Причем процесс обучения носил ступенчатый характер, включающий посвящение в знание при переходе на следующую ступень обучения. Такие посвящения позволяли непосредственно переживать обретаемые знания, словесная сторона которых при формальном изучении может показаться либо скучной, либо путанной. Поэтому при изучении источников необходимо сопереживать их содержание и вместе с тем обладать смелостью непредвзятого взгляда.
Египетская цивилизация уже в годы своего заката дала прочное основание греческой и иудейской цивилизации. Большинство греческих и римских авторов считали, что Пифагор, Платон и Гомер получили свои философские знания в Древнем Египте. Страбон (64 г. до н. э. - 24 г. до н. э.) писал: "Египетские жрецы являются непревзойденными в науке о небе. Таинственные и не склонные к беседе, они все же поддаются на уговоры после долгих попыток уклониться, и делятся некоторыми из своих знаний, хоть и оставляют большую часть своих знаний при себе".
2. Пирамиды
Прежде чем прикоснуться к изложению религиозной мысли, обратим свой взор к тому, что приковывало внимание к Египту на протяжении тысячелетий, самому очевидному и самому таинственному сооружению, первому чуду света и единственно уцелевшему из всех чудес света - египетским пирамидам. Датировка пирамид колеблется примерно от 6000 лет до н. э. до 2500 лет до н. э.
Долгое время были совершенно непонятны принципы, которыми руководствовались строители пирамид. Непонятен был и сам бум пирамидного строительства, внезапно возникнувший и закончившийся во времена четвертой династии. Сами пирамиды не содержат ни единой надписи, приоткрывающий их предназначение или имя того, кто их построил. Современные названия пирамид носят чисто условный характер, и основаны на косвенных умозаключениях.
По не совсем ясным для меня причинам, существует мнение, что пирамиды представляют собой гробницы фараонов. Поскольку такое мнение актуально и на сегодняшний день, приведу несколько аргументов противоречащих ему. Во-первых, в истинных местах погребения, в мастабах, стены испещрены надписями имени погребаемого, а в пирамидах надписей нет вообще (кроме граффити). Во-вторых, некоторые фараоны воздвигали по две или три пирамиды. В-третьих в пирамидах не найдено ни единственной мумии. В-четвертых, единство и завершенность всего плана строительства.
Недавние исследования комплекса пирамид показали единство архитектурного замысла. При этом "Тексты пирамид" указали направление поиска. Дело в том, что, проводя раскопки в земле, необходимо было устремить свой взгляд к звездам. Оказывается, что расположение пирамид совпадает с конфигурацией звезд в районе созвездия Ориона, учитывая явление прецессии. Млечный путь при этом аналогичен расположению Нила. Шахты внутри пирамиды Хуфу, назначение которых было не ясно (считались вентиляционными, хотя наружу не выходили) на южной стороне оказались ориентированы на созвездие Ориона и Сириус, а на северной на Полярную звезду и созвездие Дракона. При этом важными звездами являлись также гиады созвездия Тельца и созвездие Гидры.
Поскольку ни одного документального свидетельства эпохи пирамид не осталось, о целях данного строительства мы можем судить лишь по косвенным свидетельствам. Механизмы строительства пирамид сейчас вряд ли понятны. Даже при современной технологии создание чего-либо аналогичного является практически невыполнимой задачей. Одно для меня ясно: сооружения такой беспрецедентной математической и физической точности не могли быть построены рабами. Примечательно, что сами египтяне избегали всяких упоминаний о том, кто их построил. Известно лишь то, что зодчими пирамид были Имхотеп и Хемиун. Также легенды говорят о том, что строительством пирамид руководил сам бог мудрости Тот.
Существует ряд убедительных фактов, что созвездие Ориона связывали с астральной формой Осириса, а Сириус с Изидой. Этот факт требует понимания основных аспектов мировоззрений египтян.
3. Небесная страна К'м
Все что наверху подобно тому, что внизу - один из основополагающих принципов в Древнем Египте: закон подобия. Египет земной считался отображением Египта небесного. Местом единения считался Нетер. Причем Нетер мог пониматься как смысле состояния души, так и в смысле храмовых построек. Символически Нетер изображался в виде секиры. Пирамиды, в частности, являлись таким Нетером и отображали Дуат небесный на Земле. Дуат - царство Осириса. Согласно египетской Книге Мертвых (книге Амдуат) - именно здесь выносится окончательный вердикт душе умершего, если она смогла достигнуть Дуат. Иероглиф Дуат - круг со звездой в центре. Астрономически Дуат соотносится с районом звезды Ал-Нитак созвездия Ориона. Отображением этой же звезды является пирамида Хуфу. Таким образом, Мемфисский некрополь есть Дуат земной - отображение Дуата небесного. Остались также свидетельства, утверждающие, что Дуат земной находится в Мемфисе.
Возникновение Дуата связывается с основополагающим сказанием Древнего Египта об Осирисе и Изиде. Любопытно, что хотя упоминаний об этом сказании огромное количество, до нас не дошло ни единого полного изложения.
Осирис (грецизированная форма египетского имени Усир) - бог возрождения, царь загробного мира. Согласно упоминаниям в древнеегипетских текстах и рассказу Плутарха, Усир был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды, братом Нефтиды, Сета, отцом Гора. Он был четвёртым из богов, царствовавших на земле в изначальные времена, унаследовав власть прадеда Ра-Атума, деда Шу и отца Геба. Царствуя над Египтом, он отучил людей от дикого образа жизни и людоедства, научил сеять злаки (ячмень и полбу), сажать виноградники, выпекать хлеб, изготовлять пиво и вино, а также добывать и обрабатывать медную и золотую руды. Он обучил людей врачебному искусству, строительству городов. Злой бог пустыни, младший брат Усира - Сет, желавший править вместо него, придумывал способ погубить Усира. После возвращения из похода в Азию Усир устроил пир. Сет, явившийся на пир со своими 72 соумышленниками, велел внести роскошно украшений саркофаг и заявил, что тот, кто войдет в магический саркофаг будет править Землей и Небом. Когда очередь дошла Усира и он лег на дно саркофага (сделанного специально по его мерке), заговорщики захлопнули крышку, залили какой-то жидкостью и бросили саркофаг в воды Нила. Течением ящик прибило к берегу, и растущий там куст вереска охватил его своими ветвями. Верная супруга Усира - Исида нашла тело мужа, она извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Усира сына. Предав тело Усира погребению, она ушла в болота дельты Нила и там родила и воспитала младенца, названного Гором.
Когда Гор вырос, он вступил в борьбу с Сетом. Анубис дает Гору Уджат - око ясновидения, око зрения души. Сначала он потерпел поражение и даже потерял в битве глаз - волшебное Око Гора, но затем счастье перешло на его сторону. Гор победил Сета, отобрав у него вырванный глаз, дал проглотить его мёртвому отцу. Усир ожил, но не захотел оставаться на земле, а, оставив трон на земле сыну Гору, стал царствовать и вершить суд в Дуате. По одной из версий сказания, Сет разрубил его тело на 14 частей (или 7) и разбросал эти части по всему Египту; Исида, собрав их воедино, погребла в Абидосе. Плутарх в трактате "Об Исиде и Осирисе" совмещает обе версии: Сет расправляется с Усиром дважды, что наиболее правдоподобно изначальному сказанию. По некоторым версиям, Усира оживлял не Гор, а Исида (сама или с помощью сестры Нефтиды). Погребение Усира приписывалось Исиде или Анубису.
Анубис (Инпу) - проводник души сквозь темноту. При жизни он призван вести души сквозь тьму невежества, а после смерти был проводником души в Дуат небесный. Звезда Инпу также как и Звезда Исиды - Сириус, путеводная звезда. Земное отображение Сириуса - город Кхем (по-гречески Летополь). Этот город расположен строго на север относительно пирамиду Хуфу.
Голова Инпу изображалась в виде головы постоянного спутника погребений - черного шакала. Весьма иронично то, что "Тексты Пирамид" были открыты именно при помощи шакала: один араб, увидев насмешливое выражение степной лисицы и последовав за ней, попал в его нору, а затем и в коридор пирамиды.
Один из аспектов Инпу воплощался в боге Упуат. Форма Упуата трактовалась как ведущий, открывающий путь. В книге Амдуат в описании первого часа ночи Упуат помещен на носу ладьи миллионов лет. Ладья миллионов лет символизировала странствие души сквозь реку бесчисленных жизней и смертей. Путь земной - отражение пути небесного, пути сквозь Млечный путь, который египтяне называли вьющимся потоком.
Одними из основных принципов в Древнем Египте являлись принцип перемен и принцип ритма, которые совмещаясь дают принцип цикличных перемен. А элементы ладьи Сектет, соответственно нос, корпус и корма образовывали семантическое единство с фазами космического цикла. В то же время как сама ладья символизировала способ преодоления этого непостоянства.
По всей видимости в Египте не было единой религии. В каждом номе и городе был собственный пантеон богов. Но Великий пантеон богов в разных формах почитали везде. Эннеада - изначальная девятка богов, древнейшая известная нам космогоническая система.
Атум символизирует первоначальное и вечное единство всего сущего. Согласно гелиопольскому сказанию, Атум, создавший сам себя, возник из первобытного хаоса - Нуна вместе с первозданным холмом. Сам себя оплодотворив, родил, выплюнув изо рта богов-близнецов воздух Шу и влагу Тефнут. Рука Атума - богиня Хатор (Небо). Двойная корона на голове означает власть над Верхним и Нижним Египтами. В Мемфисе Атума отождествляли с Птахом. Причем Птах, создавший богов, предварительно задумал свое творение в сердце и назвал их имена своим языком. Птах творил мыслью и словом.
Появление детей у Атума влечет появление двойственности. Тефнут и Шу породили Геба - бога Земли и Нут - богиню неба, после чего Шу их разделил. Данная интерпретация полярности неба и земли особенность только египетской мифологии. Во всех других известных мифологических системах Земля имеет женское начало, а небо - мужское. Прежде чем Шу разъединил своих детей, у них родились Исида и Нефтида, Осирис и Сет.
Каждый бог эннеады держит в правой руке символ жизни - анх, а в левой - символ власти уас. Причем мужские фигуры находятся в движении слева направо.
5. Структура души
Допустим, мы входим в египетский храм. И этот храм построен в соответствии со строением оболочек души. Тогда мы будем наблюдать символические отображения принципов человека, начиная со внешних проявлений и двигаясь к самым сокровенным.
Кат. Сначала мы попадаем в аллею сфинксов. Символ куба, на котором покоятся сфинксы означает физическое тело.
Анкх. Перед входом в храм мы видим пилоны и стоящие рядом обелиски. Обелиски призваны своей энергией очищать человека. Пилоны и обелиски символизируют прану, или биоэнергетическую оболочку человека.
Ка. Заходя в храм, мы оказываемся в квадратном дворике с квадратными колоннами. Этот план соответствует эмоциям человека, его астральному плану. Сюда пускали любого, но далее мог войти только человек с высоким духовным потенциалом.
Аб. Если мы попали сюда, то мы оказываемся в гипостильном плане, состоящим из колонн в виде лабиринта. Этот лабиринт соответствует нашим мыслям. Цель входящего сюда было преодолеть этот лабиринт и попасть в следующий зал. Учась проходить лабиринт наших мыслей, мы отбрасываем все лишнее. Для того, чтобы пройти этот лабиринт, необходимо было обратить свой взор к небу. Указания к правильному пути находились на верху колонн в виде открытых цветков лотоса и папирусов.
Ба. Входящий сюда оказывался в маленькой темной комнате (пронаус), посередине которой находилась ладья миллионов лет. С этого плана начинается вечная жизнь, план Высшего разума. На нем необходимо осознать чистые идеи, архетипы, благодаря которым можно познать истину в неискаженном виде. При этом задача состоит в осознании того, что если проснется Ба, то можно путешествовать где угодно. Но для этого надо получить откровение.
Акху. Если найти двери в еще более маленькую комнату, что сделать очень трудно, то в ней находится птица с человеческой головой. Это план Будды, где можно познать истину любви через озарение и интуицию. Для этого Ка-сентименты должны быть преобразованы в божественную душу-крылья.
Атму (Саху). Этому принципу соответствовал весь храм в целом. В определенных местах храма были узкие отверстия, освещавшие в определенные часы разные части статуи божества. Необходимо было смотреть на те части, на которые падал свет. Считалось, что это самое сокровенное ядро проявляется через форму воли.
Читайте здесь еще о Египте!
Благодарю за помощь
19.10.10 Oksana Оставить сообщение
28.08.07 Рустем Задать вопрос
На самом деле правда то, что Ра был богом всех богов он был могущественее всех, но были также ещё верховные божества: Осирис, Анубис и Тот.
25.08.05, avanesov.yurii@mail.ru, Ра
Да, конечно Ра это действительно один из важнейших богов, но где вы встечали, что он входит в Эннеаду?
А насчет написания имени Изиды: на самом деле это совершенно не важно. В древнегреческих надписях нет гласных, а язык мертвый. Так что она вполне могла называться.., Усеад. Кроме того в некоторых языках не существует разделения согласных звуков на звонкие и глухие. Нет никаких доказательств того, что древнеегипетский не принадлежал к их числу
10.04.05, ma_ai@rambler.ru, Ma_ai
Андрей, ты дурак или фанат "Мумии"?? Проштудируй религию Египта и не цепляйся к спецам! И где ты видел, чтобы имя богини писалось Icida, или Isida, а не Izida??
28.02.05, Taiki_exe@rambler.ru, Taiki
А правда египтяне поклонялись кошкам?
10.02.05, Н.Ш
Я очень интересуюсь древне Египетскими богами , у вас есть их изображения .Но я нашол не дочёт вы не изобразили Ра бога солнца , бога богов их Главного бога.
Ведь все остальные его братья которые и избрали его главным.
у меня даже есть кулон с его изображением .
У него голова сокола и нас головой нимб солнца.Ведь он был одновременно и богом богов.
И наконе вы неправильно написали имя бога не "Исида" , а "Изида".
с уважением Андрей.
06.12.03, bio_@mail.ru, Андрей
Комментарии: