О Египте
Как строились Пирамиды
Также читайте:
Чудеса техники в стране пирамид
Почему пирамиды свидетельствуют о совершенстве строительной техники? Оттуда у древних египтян были такие знания? И как именно строились легендарные пирамиды и в чем их секрет?
Величественный ипостильныи зал храма Амона в Карнаке, строительство которого начал СетиI и завершил его сын РамсесII (ок. 1290-1224 до н.э.). Монументальные колонны с капителями в виде раскрывшихся цветков папируса, поддерживающие на высоте 24 м. колоссальные архитравы, свидетельствуют о совершенстве строительной техники.
Всякий, кому хоть однажды доводилось видеть пирамиды, невольно задумывался над тем, как же были построены эти грандиозные сооружения, как перевозились огромные камни, какими техническими и математическими знаниями обладали древние египтяне и какими инструментами они пользовались.
Те же вопросы возникают при взгляде на обелиски Луксора, Гипостиль в Карнаке и особенно на колоссы Мемнона, сооруженные из каменных глыб, вырубленных в каменоломнях к северо-востоку от Каира и доставленных за 700 км. в Фивы.
В Древнем Египте технические и научные знания не являлись самостоятельными предметами, а входили в общее образование писцов, служивших местному правителю или фараону. Образование начиналось с овладения искусством чтения и письма при помощи литературных текстов. Кроме того, изучались папирусы, содержащие труды по математике и технике; правда, их до нас дошло гораздо меньше, чем литературных памятников.
С древних времен ремесленники составляли семейные гильдии: есть свидетельства, что в додинастическом Египте существовало, например, высокоразвитое гончарное дело, изготовляли каменные инструменты, керамику, изделия из металла. Золотые копи Восточной пустыни и залежи меди на Синайском полуострове, вероятно, разрабатывали еще в доисторические времена, а в пустынях на юго-востоке искали драгоценные камни. Позднее египтяне начали добывать редкий по твердости камень, причем каменоломни часто находились на значительном расстоянии от долины Нила. Во времена Древнего царства (3-е тысячелетие до н.э.) усовершенствовалась обработка камня, появились барельефы и скульптура; вершиной этого искусства -стало создание первых колоссов: сфинкса в Гизе и статуй V династии (2465-2323 до н.э.).
Каждый год разлив Нила стирал границы полей и их приходилось постоянно заново межевать, что способствовало развитию счета.С помощью ниломеров на юге, на острове Элефантина, и на севере, близ Мемфиса, фиксировались подъем воды и ежегодная высота затопления: ведь уровень воды определял размеры подоходного налога с разных категорий обрабатываемых земель, особенно с плантаций на высоких участках. Наблюдения за разливами Нила и выявление их связи с астрономическими феноменами привели к изобретению календаря, основанного на смене времен года, что было большим достижением по сравнению с прежним лунным календарем. Знания,полученные при обработке земли и изучении звездного неба, легли в основу будущей теории монументальной архитектуры Древнего царства.
Нил был главной артерией страны. По реке плавали лодки и баржи, рукава дельты использовались как средства сообщения: связывавшие их каналы соединяли прибрежные поселения. По каналам из одного храма в другой переправляли тяжелые грузы, а более легкие, например мешки с зерном, перевозили по суше на ослах, а уж потом по воде. Колеса, вошедшие в обиход в период Нового царства (1550-1070 дон.э.), ставились только на военные повозки и колесницы, и хотя знать пользовалась последними для развлекательных прогулок, они все-таки не были распространенным средством передвижения. В Древнем царстве высокопоставленные сановники, отправляясь на короткие расстояния, пользовались носилками, дальние же путешествия предпочитали совершать по воде.
В Гизе, к югу от пирамиды Хеопса, при раскопках обнаружена царская ладья длиной около 44 м. Она была оснащена пятью парами весел, шестая заменяла руль. Следы износа говорят о том, что судно действительно спускали на воду. Скорее всего на нем плавали только в ближайшие города, располагавшиеся в дельте реки, потому что суда, предназначенные для более длительных плаваний, обычно оснащались еще и съемными мачтами. При путешествии на юг паруса наполнял северный ветер, если же курс держали на север, мачту убирали и шли на веслах. Есть свидетельства, что еще во временаI династии (ок. 3000 до н.э.) египтяне доплывали по морю до Финикийского побережья, а к правлению V династии относится множество изображений одномачтовых судов, идущих с товаром из Сирии. Тяжелые грузы перевозили на специальных баржах. Так,на южной стене у входа в погребальный храм Уны (ок. 2356-2323 до н.э.), последнего царя V династии, запечатлена перевозка пальмовидных колонн, уложенных на полозья. На южном портике нижней террасы храма царицы Хатшепсут (ок.1503-1482 до н.э.)
Для перевозки северного колосса Мемнона весом 800т. гениальный архитектор Аменофис, сын Хапу, жрец храма в Луксоре и погребального храма Аменофиса III неподалеку от Фив, построил особое судно (ок.1350 дон.э.), которое назвал «Кораблем восьми» (по-видимому, это означало, что оно было в восемь раз больше обычной баржи). Самым сложным, вероятно, было погрузить мегалит на судно и выгрузить его в Фивах. Нам известно, что обелиски катили по скатам до специально вырытого канала, соединявшего каменоломню с Нилом. Возможно, таким же способом перевезли и колосс Мемнона.
Баржа, груженная для балласта камнем или кирпичом, ждала у берега. Обелиск или колосс поднимали на борт и закрепляли в горизонтальном положении на полозьях, затем балласт выгружали, баржа всплывала и ее можно было отправлять по реке.
На небольшие расстояния грузы весом до 60 т. Перевозили на полозьях по гладкой дороге. На гробнице монарха Джхутихетепа в Берше запечатлена такая перевозка статуи правителя, которая, судя по сохранившимся надписям, достигала тринадцати локтей в высоту и весила около 60 т. На изображенииуложенный на полозья и закрепленный веревками гипсовый колосс тянут 172 человека, выстроенные по четыре в ряд. У подножия статуи рабочий поливает водой из кувшина дорогу перед полозьями, чтобы они легче скользили.
По-видимому, обелиски спускали на прочных канатах по пандусу, построенному из необожженного кирпича и песка, к квадратной опалубке, также заполненной песком. Пока обелиск удерживался канатами в наклонном положении, рабочие выгребали излишек песка из опалубки или он сам высыпался сквозь щели в стенках. При установке обелиска на основание важно было не повредить его края. Кроме того, из-за своего огромного веса он мог встать не вровень с краями постамента, что,очевидно, и случилось с обелиском Тутмоса III в Карнаке, хотя на глаз это почти незаметно.
И все же самыми поразительными были достижения египтян в области создания монументальных сооружений. Еще во времена II династии (ок. 2770-2649 до н.э.) египетские архитекторы использовали сводчатые конструкции в надстройках гробниц и,по-видимому, в жилых зданиях, которые, к сожалению, не сохранились. При этой династии все шире стала применяться каменная облицовка кирпичных погребальных сооружений и впервые нашли употребление шлифованные каменные плиты. Венцом технического прогресса стало создание в начале правления III династии при царе Джосере (ок. 2649 до н.э.) в Саккара, части некрополя древнего города Мемфиса, первого монументального каменного сооружения –ступенчатой пирамиды. Строительство ее продолжалось 30 лет. На примере этой пирамиды можно проследить, как египетские архитекторы за одно поколение овладели новым строительным материалом.
На первой стадии строительства ступенчатой мастабы кладка камня ничем не отличалась от кирпичной. Обтесанные в форме гигантских кирпичей глыбы укладывали в горизонтальные ряды и скрепляли раствором из сырой глины. Однако на втором этапе техника изменилась, что позволило перейти от строительства ступенчатой мастабы к сооружению ступенчатой пирамиды. Масса каменных глыб возросла до полутонны, и укладывались они таким образом, что угол наклона по отношению к центру сооружения составлял 18°, а угол наклона внешней поверхности камня -72° (именно таким он должен быть на завершающем этапе строительства пирамиды).
Продолжение...
Комментарии: