О Египте
Загадка культа Атона. Точка зрения
Также читайте:
Аменхотеп IV- фараон реформатор
Сколько лет было самому молодому египетскому фараону? Тутанхамон вступил на престол в возрасте 5 лет от роду! Какие перевороты потрясали Египет? Почему в Египте вдруг запретили употреблять слово «бог»? Связь извержения вулкана на Санторине с катаклизмами в Египте
Культ Атона
В 1419 году до нашей эры на египетский престол вступает фараон Аменхотеп IV, совсем еще молодой человек, чья внешность как того, так и более позднего времени говорила о его интеллектуальности и чувственности и нисколько не обнаруживала мужественного борца и реформатора.
По одной из версий, культ Атона предшествовал появлению единого бога иудеев. Ветхозаветный пророк Моисей жил в Древнем Египте примерно во время правления Эхнатона и мог воспринять многие идеи местной религии.
Тем не менее, именно он и в невиданно короткий срок ломает многовековую религиозную традицию, связанную с культом верховного бога Амона, создает новый государственный культ Атона - солнечного диска, покидает прежнюю столицу, Фивы, и строит новую - грандиозный город Ахетатон.
Он отказывается и от своего прежнего имени Аменхотеп - "Амон доволен", и называет себя Эхнатон - "Полезный Атону". На эти удивительные реформы ему потребовалось всего шесть лет.
На 12-м году правления фараон запрещает употребление слов "бог" и "боги" (они в сознании людей связаны с прежними культами) на том основании, что над миром властно одно лишь Солнце, видимое нами как диск, а Египтом и сопредельными странами правит его именем владыка Эхнатон.
"Полезный Атону" фараон умер на 17-м году своего правления. Короткой оказалась и жизнь новой религии: вскоре бог Амон был восстановлен в своих правах. Жители оставили великолепную столицу, построенную Эхнатоном. А спустя четверть века Эхнатон объявлен еретиком, и имена его и его ближайших наследников повсеместно уничтожаются.
Чем был вызван религиозный переворот? Как смог осуществить его молодой фараон? И совершенно непонятно - как удалось Эхнатону преодолеть религиозный консерватизм масс, это извечное свойство общественного сознания, сохранившееся в полной мере и в нашем, XX веке?
За двенадцать лет произошел коренной, полный отказ от старого, складывавшегося в течение тысячи лет в пользу нового культа - случай, как в предыдущей, так и в последующей истории беспрецедентный.
Большинство предложенных объяснений исходят из личных качеств правителя, не захотевшего делить власть с жрецами, "Опираясь на средние слои населения, на так называемую "немху", Аменхотеп IV нанес удар фиванскому жречеству и старой аристократии, а потом провозгласил новый государственный культ бога Атона"... - так, например, толкует появление новой религии Советская историческая энциклопедия (т. 1, с. 449).
Существует и другая точка зрения: превращение Египта в мировую державу требовало "денационализации" египетской религии...
Детей часто называли в честь нового божества: Эхнатон – «Дух, угодный Атону», Анхесенпаатон - «Ее жизнь - это Атон», Бакетатон – «Служительница Атона», Меритатон - «Возлюбленная Атона», Макетатон - «Смотрящая на Атона» или «Защищенная Атоном», Нефернеферуатон - «Самая прекрасная у Атона».
Названные обстоятельства существенны, однако никак не объясняют ряда весьма характерных особенностей переворота, совершенного Эхнатоном, о которых мы будем говорить ниже. К тому же указанные выше объективные причины не исчезли после смерти Эхнатона, но все-таки прежняя религия была восстановлена в правах.
Что же это за сила, в кратчайший срок революционно переломившая вековые устои? (Заметим, что крупнейший современный специалист по эпохе Эхнатона Ю. Я. Перепелкин, написавший о ней тысячи страниц, так и не высказал четко своего мнения о коренных причинах солнцепоклоннического переворота.
Кстати, наше изложение истории событий опирается прежде всего на его работы, в особенности, на его статью "Солнцепоклоннический переворот", в коллективной монографии "История древнего Востока", часть 2. М.. 1988.)
Мне представляется, что такая революция могла быть успешной при том условии, что она шла не столько "сверху", сколько "снизу", выражая настрой широких слоев населения. Это сами массы отшатнулись от старых богов. Очевидно, они пережили какую-то глобальную трагедию, с которой старые боги "не справились"...
В последнее время много написано о гигантском взрыве вулкана на острове Санторин в Эгейском море, происшедшем около 1450-1400 годов до нашей эры. Этот катаклизм интересует исследователей, занимающихся проблемой Атлантиды и гибелью древней цивилизации на острове Крит.
Но почти никто не обратил внимания на совпадение времени этого взрыва с периодом, когда был совершен переворот Эхнатона, и совсем никто не попробовал связать эти два события.
В результате взрыва вулканические выбросы на долгое время закрыли непроницаемым ядовитым облаком небо на огромном пространстве восточной части Средиземноморья, включая Египет. Сейчас часто пишут, что это та самая "египетская тьма", о которой повествует Библия в связи с "Исходом евреев из Египта".
Естественно, что такие экстраординарные события, как вызванные извержением Санторина многодневная "египетская тьма", цунами, массовые отравления вулканическими газами и т. п. могли резко изменить религиозную идеологию масс.
Однако при попытке обосновать эту идею с помощью письменных египетских источников мы сталкиваемся с парадоксальным фактом: никаких явных упоминаний о санторинской катастрофе в египетских письменных памятниках вообще не обнаружено. Египтяне сознательно умалчивали в дошедших до нас записях о происшедшей трагедии. Может быть, это своего рода "табу" на воспоминания о "божьем гневе"? А может быть, это табу связано именно с деятельностью Эхнатона?
События в Египте
Простые египтяне должны были поклоняться Эхнатону – живому воплощению бога. Поклоняться непосредственно Атону могли только Эхнатон и Нефертити.
Тем, кто видел сфинксов на берегу Невы, знаком облик отца Эхнатона - фараона Аменхотепа III. Именно он запечатлен в их лицах. Он царствовал долго, 38 лет, и период его правления был "золотым веком" Древнего Египта, память о нем не умирала в народе почти 1000 лет. Не войнами отмечено царствование Аменхотепа III, а гигантским строительством храмов и, прежде всего, в честь главного бога - Амона.
Атмосфера в обществе была достаточно свободной. Отмечено, что именно в период этого правления появляются идеи религиозной терпимости. Среди воспитателей будущего фараона Аменхотепа IV был критянин - выходец из страны, которая, судя по ее искусству, была, пожалуй, наиболее "светской" и "недогматичной" для своего времени.
Когда умер Аменхотеп III, его вдова занялась подготовкой похорон в старых традициях, а царская титулатура нового фараона Аменхотепа IV, как никогда, была лестной для бога Амона. Однако уже первый год правления Аменхотепа IV ознаменовался какими-то неприятными событиями: о них молодой фараон глухо вспоминал позже, на шестом году своего царствования.
В начале второго года правления он включает в свою титулатуру слова: "Единственный для Ра", то есть "имеющий исключительное значение для Солнца", а двор фараона в Фивах получает необыкновенное название - "Замок ликования на небосклоне".
И это очень странно. Дело в том, что в "Замках ликования" проводился обычно праздник "хеб-сед", который по египетской традиции отмечается в год 30-летия правления фараона, когда, как считалось, возникает опасность физической слабости фараона и надо позаботиться о его "возрождении".
(Этот обычай идет от времен первобытных общин, когда вождя умерщвляли по достижении им определенного возраста. Позднее, с развитием цивилизации, вместо вождя убивали раба, а потом этот ритуал стал символическим.)
Естественно предположить, что название "Замок ликования в небосклоне" было вызвано успешным преодолением каких-то "неполадок", происшедших с Солнцем... Но на четвертом году правления фараону опять пришлось "услышать что-то очень дурное"... И Аменхотеп IV усиливает пропаганду культа "солнечного диска" - Атона.
Объявляется, что он - отец царствующего фараона, и его имя, вместе с именем фараона, пишется в картушах ("кольцах"). Перед словом "Атон" ставится знак жизни "анх", означающий "да живет". Появляется и официальное изображение Атона: круг (диск) со змеей ("уреем") внизу и множеством лучей, оканчивающихся кистями рук.
Никакого антропоморфизма, присущего изображениям старых богов! Возникает новое богослужение: не в храмах, как прежде, перед статуями богов, а под открытым небом, обращаясь непосредственно к Солнцу. А в конце пятого года правления Аменхотеп IV празднует свой "хеб-сед" задолго до установленного традицией срока.
В начале шестого года правления произошло нечто худшее по сравнению с "услышанным" царем ранее. Во всяком случае, так, опять-таки глухо, сообщают надписи на пограничных плитах столицы Ахетатона. С этого момента события развиваются бурно, происходят радикальные преобразования.
Разрушив храмы всех старых богов, Эхнатон запретил слово «боги» и даже слова, похожие на их имена. Например, написание слова «мать» было переделано, так как оно было похоже на имя богини Мут.
Весной этого знаменательного года совершается грандиозное жертвоприношение Солнцу, фараон принимает новое имя - Эхнатон ("Полезный Атону"); основывает новую столицу - Ахетатон ("Небосклон Атона").
Стоя на золотой колеснице перед распростертыми ниц придворными, фараон объявляет: "Сотворю я Ахетатон Атону, моему отцу, (в) этом месте. Не сотворю я ему Ахетатон на юг от него, на север от него, на запад от него, на восток от него... Не скажу я: "Брошу я Ахетатон, пойду я, сотворю я Ахетатон в этом другом месте добром... но (сотворю я) Ахетатон Атону, что возжелал он для себя сам, коим удовлетворился он, на вековечность и вечность".
Возможно, Эхнатон покинул Фивы из-за противодействия новому культу фиванских жрецов. Но почему столь жестко зафиксировано место строительства новой столицы - Ахетатона? Как бы то ни было, она бурно росла, а вместе с нею росли масштабы поклонения Солнцу. С девятого года правления начинается энергичное уничтожение из надписей имени Амона.
12-й год правления Эхнатона ознаменовался объявлением войны всем старым богам. Само слово "бог" отвергается. Как царь, так и само Солнце называются только "владыками". Люди разного общественного положения, получившие при рождении имена старых божеств, заменяли их именем Солнца. Впрочем, чаще это было имя древнего бога Солнца Ра, нежели имя царского Солнца - Атон.
На 17-м году правления Эхнатон умирает. Имя этого фараона было настолько почитаемо, что его преемник, обычно известный под именем Семнехкара, вопреки традиции присоединил к своему титулу эпитет, выставляющий его любимцем почившего владыки. Преемник Эхнатона был почти мальчик, ибо умер он в возрасте около двадцати лет, процарствовав не более пяти лет.
Но уже не позже третьего года его царствования возвращается почитание прежнего бога - Амона. Вскоре из имени нового фараона исчезают слова "Атон" и "Эхнатон". В Фивах слово "бог" опять входит в употребление. Хотя лучезарное многорукое Солнце еще по-прежнему озаряет в Ахетатоне изображения новой царской четы, и жена фараона сохраняет в своем имени слово "Атон". Складывается своеобразное "двоеверие".
После смерти Семнехкара на престоле опять ребенок, пяти-семилетний Тутанхатон. Примерно четыре года спустя его имя приобретает всем хорошо известное звучание - Тутанхамон. Вскоре двор фараона покидает "солнечную столицу" Ахетатон, хотя обосновывается не в прежней столице - Фивах, а в Мемфисе.
Правление Тутанхамона
Рельефы с изображением диска Атона показывали его с изогнутой поверхностью. Ученые предположили, что правильным переводом может быть не «солнечный диск», а «шар» или «сфера». Возможно, египтяне знали о шарообразности Солнца и отразили это в своем культе.
Тутанхамон умер молодым, пробыв на престоле около 10-14 лет. После него на престоле оказывается старый царедворец Эйе, правивший четыре или пять лет. При нем двоеверие сохранялось. Но смерть Эйе была в то же время и концом XVIII династии. Преемник Эйе Хоремхеб, энергичный и умный деятель, бывший военачальник при Тутанхамоне, не был родственно связан с ушедшей XVIII династией.
На престол его возвело жречество Амона, столь сильно пострадавшее от реформ Эхнатона. При Хоремхебе начинается повсеместное восстановление и расширение старых храмов. Фараоны Эхнатон, Семнехкара, Тутанхамон и Эйе, чьи имена связаны с культом Атона, объявляются еретиками и предаются проклятию. И вычеркиваются из списков "законных" фараонов. В официальных египетских хрониках после Аменхотепа III значится Хоремхеб.
Правда, часть египтян - из культурных слоев - втайне продолжают сохранять верность Атону. Вероятно, что-то заставляло их помнить о "видимом солнечном диске"...
Так закончился уникальный период в истории Египта. Он продолжался примерно 40-50 лет, из которых более половины приходится на время после Эхнатона. Такая живучесть солнцепоклонничества говорит, с нашей точки зрения, о том, что оно не было просто капризом Эхнатона, как часто пишут, а отражало какие-то существенные объективные факторы.
Но все-таки новая религия была разгромлена. Тому целый ряд причин, часть которых лежит на поверхности: отсутствие достойных преемников, могущество озлобленных жрецов Амона и других богов, слишком быстрый темп перестройки в такой консервативной области, как религия, известная абстрактность учения позднего Эхнатона.
Огромное значение имели, конечно, и внешние политические неудачи правления Эхнатона, приведшие к отпадению от Египта богатых областей в Сирии - Палестине и на юге. Но, по-видимому, была еще одна причина, а именно исчезновение тех факторов, которые непосредственно стимулировали реформы Эхнатона и которые мы связываем с извержением Санторина.
Читайте здесь еще о Египте!
12.06.15 Илья Оставить сообщение
10.10.11 Нана Оставить сообщение
Комментарии: