О Египте
Место истории Древнего Египта в мировой истории
Также читайте:
Египет Рамзеса II
Место истории Древнего Египта в мировой истории
Внутренняя и внешняя политика Рамсеса II. Какова роль эпохи Рамсеса II в истории Древнего Египта и в мировой истории? И как она повлияла на нынешнее положение в Египте?
Второй двор Рамессеума был оформлен иначе, чем первый, так как он служил подходом к зданию заупокойного царского храма. Здесь портики шли вдоль всех четырех стен, но оформление их было решено различно: боковые портики (северный и южный) имели по два ряда колонн в форме связок папируса, с гладкими стволами и капителями; с востока, вдоль пилона был возведен один ряд колонн с осирическими колоссами перед ними; вдоль западной же стороны двора, перед входом в храм, возвышался двойной ряд колонн и осирические колоссы. Гипостиль, большой зал дворца с тесно поставленными колоннами, был расположен во всю ширину здания и занимал площадь в тысячу двести квадратных метров и имел сорок восемь колонн. В Рамессеуме гипостиль предшествовал трем группам дальнейших помещений. За гипостилем находилась культовая часть храма из пяти самостоятельных подразделений. Основное лежало на центральной оси здания и состояло из трех последовательно расположенных восьмиколоных залов, средние проходы которых служили, таким образом продолжением большого гипостиля. Далее находилась главная молельня храма, посвященная, вероятно, Амону и царю, потолок которой поддерживался четырьмя четырехгранными столпами. Назначение остальных комплексов не вполне установлено, но, по некоторым данным можно предположить, что два южных были предназначены для культов Сети I и и бога Осириса, а один из северных, с открытым двором, - для солярного культа. Возможно, что за святилищем Осириса были устроены сокровищницы храма.
Все помещения были богато декорированы. Потолки, как всегда, изображали небесный свод: на потолке центрального гипостиля были изображены священные коршуны с распростертыми крыльями, а на синем фоне перекрытий по бокам сияли желтые звезды. Особенно интересен был потолок первого колонного зала центрального культового помещения, покрытый символическими изображениями созвездий. На стенах и колоннах были размещены то большие композиции походов и побед Рамсеса II, то то ритуальные сцены или фигуры фараонов и богов.
Помимо зданий храма и дворца на территории Рамессеума стояло много других построек. Огромное место занимали кладовые. Бесконечными рядами тянутся здесь сложенные из кирпича длинные сводчатые помещения, сгруппированные в особые, тщательно охранявшиеся комплексы, которые почти вплотную окружали храм с севера, запада и юга. Они имели различное назначение и соответственно различное оформление. Наиболее важным был, по-видимому, комплекс, занимавший северо-западный угол Рамессеума. Перед ним был устроен портик с двадцатью восьмью колоннами, в западном конце которого находилось каменное возвышение с навесом. Из портика были двери в двенадцать кладовых, а посередине - вход в длинный узкий зал с тридцатью четырьмя колоннами, расположенными в два ряда. Возможно, здесь размещалось управление кладовыми.
Как уже отмечалось, на поверхности большого пилона в Рамессеуме изображены сцены битвы при Кадеше (сама битва и военный лагерь Рамсеса). Тоже сражение представлено и в левой части переднего перестильного двора. В других сценах в различных залах фигурируют фараон, сидящий перед деревом "персея", изображения богов и культовых лодок. Огромный, из красного гранита сидящий колосс Рамсеса II в Рамессеуме весом в тысячу тонн производит сильное впечатление - он на сто или двести тонн тяжелее танисского колосса.
Рамессеум представлял собой дворец и заупокойный храм Рамсеса II, расположенный на левом, западном берегу Нила, в западной части Фив. В этой же части Фив, в долине царей, в скале, была высечена Гробница Рамсеса II, в которой первоначально покоилась мумия фараона. Гробница Рамсеса - грандиозное сооружение, которое уходит в глубь скалы до ста двадцати двух метров. Сорокашестиметровый коридор ведет к двум комнатам; через восемнадцать метров начинается большой зал и еще четыре помещения. Гробница Рамсеса II по длине равна гробнице Сети I, а по площади превосходит последнюю.
Мумию Рамсеса II вместе с мумиями других фараонов эпохи нового царства в 1881 году нашли Г. Масперо и Э. Бругш в пещерном тайнике в скалах Дейр-эль-Бахри. Посмертное "существование" великого фараона оказалось непростым. Сначала его мумию, чтобы спасти от грабителей, в правление Херихора в Фивах перенесли в гробницу Сети I. Позднее, при Пайноджеме I, ее перепеленали и поместили в новый саркофаг. Вскоре мумия Рамсеса Великого оказалась спрятанной сначала в гробнице фараона Аменхотепа I, затем около 960 года до нашей эры в тайнике Дейр-эль-Бахри в гробнице царицы Инхапи. Мумия, ныне находящаяся в Каирском музее, хорошо сохранилась и дает возможность увидеть облик высокого, величественного старика, у которого обнаруживаются черты сходства с тем изысканно красивым юношей, который запечатлен в прекрасной базальтовой статуэтке из Туринского музея.
В Нижнем Египте, в Восточной части Дельты, по приказу фараона была построена новая резиденция Пер-Рамсес, то есть "Дом Рамсеса". Роскошный дворец царя окружали изысканные дворцы приближенных и членов царской семьи. Рядом высились каменные громады храмов, стены которых покрывали пестро и ярко раскрашенные рельефы. Сюда пригонялись толпы рабов, доставлялись золото из Куша (Нубии), шкуры экзотических животных и слоновая кость из глубинных районов Африки, благовония из Аравии и Сомали, драгоценные породы дерева с гор Ливана.
На улицах, рынках и площадях Пер-Рамсеса можно было встретить и раба-негра, захваченного в Куше, и горбоносого финикийского купца в островерхом колпаке и пестрой одежде, и хетта в туфлях с загнутыми кверху носами, и обитателя далекой Ассирии в узорчатой тунике, с тщательно расчесанной и завитой бородой.
Экономическое положение Древнего Египта эпохи Рамсеса II
Неисчислимые богатства в виде дани, податей и добычи, поступавших из покоренных стран, доставались фараону, храмам и знати. Рамсес II щедро одарял святилища, стараясь снискать расположение и поддержку не только богов, но и их слуг-жрецов. В жизни Древнего Египта, как и во всем древнем мире, религия играла огромную роль и в сочетании с возрастающим экономическим могуществом жречество в иных случаях оказывало решающее воздействие на важнейшие политические события. Крупные храмы владели десятками тысяч рабов и огромным количеством земли. В храмовых кладовых скапливались сотни килограммов золота и серебра, огромные запасы зерна, масла, меда, вина, овощей, тканей, одежды. Храмам принадлежали целые города, десятки торговых судов и ремесленных мастерских.
Не подлежит сомнению, что это был период экономического процветания Египта. Как я уже упомянула выше, без наличия больших продовольственных запасов в государственных закромах невозможны были бы ни длительные войны, ни широкое монументальное строительство в долине Нила.
Но общее стабильное положение в Египте отнюдь не означает, что все население жило безбедно. Стремление к роскоши и пышности одних неизбежно вело к лишениям, бедствиям и жестокой эксплуатации других. Так описывается участь земледельца в одном из школьных поучений: "Вот ты не помнишь участи земледельца при записи урожая. Берет червь половину ячменя, мыши многочисленны в поле, саранча опускается, скот ест, птицы воруют. Горе земледельцу!.. Писец причаливает к берегу. Он записывает урожай. Его помощники с палками, кушиты с жилами пальмовых листьев. Они говорят: "Дай ячмень!". [Но] ячменя нет. Они бьют его (то есть земледельца). Он связан и брошен в колодец. Он погружен в воду вниз головой, его жена связана..., его дети скручены. Его соседи оставляют их, убегая, и пропал их ячмень".
Кроме земледельцев в Египте было большое ремесленное население. Ведь строительство скальных гробниц и храмов требовало огромного количества рабочих рук: каменотесов, плотников, столяров, ваятелей, живописцев. Бок о бок с ними трудились бальзамировщики и целая армия ткачей, портных, сапожников, ювелиров, обслуживавших мертвых. А если к этому добавить пекарей, мясников, рыболовов, водоносов... Рабочие кварталы были обнесены толстой стеной: египетские властители не особенно верили в покорность простых трудовых людей.
Сохранились материалы, рассказывающие о жизни ремесленников. Тяжелым был их труд, скуСохранились материалы, рассказывающие о жизни ремесленников. Тяжелым был их труд, скудно и однообразно питание, убого жилище. Работа каждого тщательно учитывалась. Ученые нашли своего рода журналы, в которых ежедневно отмечался приход на работу. В них указывалась и причина неявки, является ли она уважительной.
Писцы, находившиеся в некрополе, аккуратно вели свои записи. Это были очень короткие деловые отчеты "о тех, которые приносят воду", "о тех, которые приносят овощи", "о тех, которые приносят рыб", "о тех, которые спиливают деревья", "о тех, которые делают гипс". Делались также пометки о выдаче инструментов, продовольствия, одежды. Против многих имен стояли "птички" - пометки писца при проверке списков.
Есть еще одна интересная запись: "В этот день отряды ремесленников преодолели пять (имеется в виду пять застав) царского некрополя, чтобы сказать: "Мы голодаем уже 18 дней".
Они сели на окраине храма Тутмоса III.
И пришли: писец закрытого некрополя, оба начальника ремесленников, оба заместителя и оба квартальных и воззвали к ним, говоря: "Пойдемте внутрь!" (Очевидно внутрь поселения; начальство пыталось уговорить ремесленников вернуться).
Но они (ремесленники) дали великую клятву, говоря: "Уходите! Есть у нас дело к фараону".
Целый день провели они здесь, ночевали же в некрополе.
Это открытый бунт, организованное выступление в защиту своих прав, прямое неповиновение начальству. Ремесленники бросили работу, вышли за пределы своего поселка, столпились вокруг храма и отказались вернуться, пока им не выдадут продовольствия.
Когда же "божьи отцы этого храма" вышли успокоить ремесленников, те заявили им: "Мы пришли сюда из-за голода и жажды. У нас нет платья, нет масла, нет рыбы, нет овощей. Сообщите об этом фараону..."
Массовые выступления иногда приносили победу бастующим. Сохранилось несколько пометок о выдаче продовольствия сразу же после прекращения работы и переговоров с начальством. Иногда же чиновники и жрецы обманывали ремесленников. Они заставляли их возобновлять работу, обещая выдать продовольствие, но не сдерживали своего слова. В таких случаях ремесленники снова бросали работу.
О том , что массовые отказы от работы серьезно беспокоили фараона, свидетельствует тот факт, что несколько раз переговоры с бастующими вел сам главный фиванский сановник.
Борясь за свое существование, за кусок хлеба, ремесленники гневно протестовали против произвола чиновников. На уговоры вернуться однажды последовал такой ответ: "Мы не вернемся! Скажи начальникам, что поистине мы преодолели стены не только голода. Мы должны высказать великое слово. Воистину творятся преступления в этих местах фараона..."
Проследив маршрут выступления ремесленников, современные ученые сделали интересное наблюдение: бастующие всегда направлялись к тем храмам, в которых в этот день было скопление богомольцев. Они, очевидно искали сочувствия у народа, стремились, чтобы об их борьбе знало все население Фив. Поэтому бастующие располагались обычно возле храма или у самых оживленных дорог и кричали правителю города, когда он проходил Ремесленники еще верят в справедливость царя. Ему они адресуют свои жалобы и от него ждут защиты.
Военные походы Рамсеса II
Кроме поборов и природных явлений причиной разорения населения были еще и бесчисленные войны, которыми, как уже было сказано выше, прославился Рамсес II. Третьй представитель девятнадцатой династии, начал новую эпоху в истории Древнего Египта - эпоху Ремессидов. Вступив в 1317 г. до н. э. на престол после смерти отца Сети I, правившего около одиннадцати лет, юный фараон (Рамсесу шел тогда двадцать второй год) с первых шагов показал себя человеком с сильной волей. Успешные военные компании Сети I вернули Египту часть его былых азиатских владений, влили в экономику страны живительную струю в виде рабов, военной добычи и дани. И Рамсес Второй решил, что настал подходящий момент для новых завоеваний. Он даже лелеял мысль не только восстановить египетскую державу в ее прежних границах, но и продвинуть их еще дальше на север. А для этого надо прежде всего разбить хеттов, которые стали центром притяжения для всех тайных и явных врагов Египта.
Насколько можно судить, опираясь на свидетельства сохранившихся источников, Рамсес II совершил несколько походов в Азию. Первый из них датируется четвертым годом царствования великого фараона, о чем говорится на так называемой средней стеле, поставленной Рамсесом у реки Эль-Кельб ("Собачьей реки") . По-видимому, в данном случае Рамсес II, как когда-то Сети I, стремился подчинить морское побережье Палестины и Финикии в качестве необходимого условия дальнейшего успешного ведения борьбы с хеттами.
Второй поход, датируемый пятым годом царствования, наиболее хорошо освещенный египетскими памятниками, завершился битвой под стенами Кадеша на Оронте.Об этом сражении я скажу особо.
Как засвидетельствовано на западной стороне пилона в Рамессеуме, в восьмой год правления Рамсеса II военные действия проходили на территории Палестины, в Финики и Сирии. Фараону удалось осадить и взять штурмом город Дапур в Северной Сирии, а также ряд городов в Северной Палестине.
Фрагмент стены тебанского дворца Рамсеса, хранящийся в музее искусств в Нью-Йорке изображает палестинского принца, убитого копьем одного из египетских воинов и армию принца в плачевном состоянии. На стеле, возведенной на втором году правления Рамсеса II, выбита победная надпись, продиктованная самим фараоном.
Обелиск в Танисе упоминает захват "живых палестинских принцев в плен". Слово "принцы" написано гораздо более крупным шрифтом, чем вся остальная надпись, подчеркивая благородное происхождение пленников.
В десятый год своего царствования Рамсес II вновь вторгся в Финикию, на что указывает поставленная им у реки Эль-Кельб южная стела. Существует еще северная стела, но ее текст полностью разрушен. В это же время Рамсес II совершил военный поход в Северную Сирию, о чем сообщают серии рельефов в Карнаке и Луксоре и другие памятники. В Северной Сирии был захвачен город Тунип.
В восемнадцатый год своего правления Рамсес II был в Палестине в районе Бейт-Шеана, о чем свидетельствует обнаруженная здесь базальтовая стела, находящаяся в настоящее время в музее филадельфийского университета. В Бейт-Шеане были обнаружены развалины египетской крепости и храма, относящегося ко времени Рамсеса II.
В период между одиннадцатым и двадцатыми годами своего правления Рамсес II был занят укреплением египетского господства в Палестине. В это же время его войско проникло в Заиорданье в город Эдом и город Моав.
Но, вернемся немного назад. Как уже было сказано выше , на пятом году своего правления Рамсес II снова направился в сторону Евфрата. Тогда и произошла знаменитая битва при Кадеше, которую я уже неоднократно упоминала в этой работе.
Кадеш был опорным пунктом хеттов на юге . В этом районе и должны были разыграться в будущем решающие сражения. Рамсес II готовился к ним исподволь и планомерно.
Чтобы облегчить продвижение сухопутных армий, Рамсес II создал на прибрежной полосе покоренной Финикии ряд опорных морских баз. Они простирались вплоть до Библа. Он усилил вербовку в армию наемников. Ученые полагают, что общее число египетских войск, выступавших против хеттов, достигло 20 000 человек, - цифра небывалая для тех времен. Они были разделены на четыре армии, носившие названия главных египетских богов - Амона, Ра, Птаха и Сэта.
Но и хетты не теряли времени. Царю хеттов Муваталлу удалось сколотить большую военную группировку. В нее входили царьки Нахарины, Арвада, Кархемиша, Кадеша, Угарита, Алеппо, Малой Азии и наемники из среднеземноморских племен. Общая численность войск антиегипетского союза 20 000 человек. Основной ударной силой этой армии были отряды хеттских боевых колесниц.
Весной 1312 года до н. э. египетская армия вторжения вышла из пограничного города Чару по проторенной дороге всех египетских завоевателей. Достигнув Ливана, войска Рамсеса II двигались вдоль финикийского побережья, на котором были подготовлены базы снабжения. На 29-й день похода египтяне вышли к северным высотам Ливанских хребтов. Внизу перед ними простиралась долина реки Оронт, а город Кадеш находился на расстоянии однодневного перехода.
Назавтра Рамсес II переправился на западный берег Оронта, возле селения Шабтуна, и устремился к Кадешу.
Комментарии: