О Турции

САМЫЙ ТОРГОВЫЙ ГОРОД ПЛАНЕТЫ

Уже не один год подряд различные аналитики всех рангов уверенно утверждают, что дни шоп-туризма сочтены. Однако, вопреки мрачным заверениям скептиков, "челночный" бизнес пока не собирается отходить в небытие. А поездки за товаром в Китай, Польшу, Эмираты, Корею и, конечно. Стамбул, по-прежнему пользуются устойчивым спросом на российском туристическом рынке

Начало небывалому интересу к коммерческим турам в Стамбул положило решение турецкого правительства о безвизовом въезде в страну для советских граждан. Сразу же после его принятия в Турцию устремился огромный поток новоявленных предпринимателей из всех городов России и СНГ. Невысокие цены, сносное качество и широкий ассортимент товаров позволили Стамбулу достаточно быстро встать в один ряд с другой российской "челночной меккой" - Китаем, а затем и заметно потеснить своего конкурента,

Россиян, прилетевших в Стамбул впервые, с непривычки поражает расписание чартерных рейсов, обслуживаемых терминалом "Д" аэропорта "Ататюрк". На табло представлена практически вся постсоветская география: Москва, Челябинск, Уфа, Нальчик, Днепропетровск, Ташкент, Каунас, Баку, Красноярск и т.д. Недаром турки между собой называют терминал "Д" "русским аэровокзалом". Кроме воздушного пути, из бывшего Союза многие добираются в Стамбул "по морю и посуху". Из Одессы, Ялты, Сочи, Новороссийска, Батуми челноков привозят многочисленные линейные теплоходы, кометы, катамараны, а также бывшие грузовые, грузопассажирские и научные суда. У причалов стамбульского морского порта бухты "Золотой рог" в любое время года безраздельно господствуют корабли под российскими и украинскими флагами. Пассажирские автобусы в крупнейший и известнейший город Турции прибывают в основном из близлежащих государств - с Украины и из Молдавии, А вот железная дорога пользуется у челноков наименьшим спросом. Бесспорным же лидером транспортных челночных перевозок в Стамбул была и остается авиация, оно и понятно: время - деньги.

Стамбул имеет богатейшую многовековую историю. Свое нынешнее имя (в турецкой транскрипции Istanbul) он получил в XV веке после полного завоевания Византии Османской империей. До этого столица Восточноримского государства звалась Константинополем, а в древнерусских летописях его именуют Царь-градом. С туристической точки зрения Стамбул интересен далеко не только дешевыми товарами - богатая история города привлекает к нему немало туристов из Европы и Азии. Экскурсионная программа в Стамбуле может быть достаточно разнообразной. Наиболее известные достопримечательности - Голубая мечеть, мечеть Айя-София, переделанная из бывшего православного храма Св. Софии, дворец Топкапи, знаменитый мост через Босфор между Европой и Азией. На наш взгляд, Стамбул имеет очень неплохие шансы на российском рынке как направление для организации коротких туров на уик-энды. Мягкий теплый климат, очень низкие цены на перелет, интересные достопримечательности, неплохая кухня - все это позволяет предлагать Стамбул желающим ненадолго оторваться от привычной обстановки.

За счет того, что прием туристов из России в Стамбуле давно и прочно поставлен на поток, принимающие фирмы неплохо наладили их экскурсионное обслуживание. Всем приезжающим в челночных группах от различных российских фирм предлагается единый набор экскурсий: обзорная, к минеральным источникам, вечерняя экскурсия на теплоходе по Босфору и т.д. Благодаря поточной системе, у организаторов не возникает проблем с заполняемостью автобусов, а потому экскурсии проводятся регулярно.

"Челноки", как правило, знают древний город только по нескольким его торговым кварталам таким, как Аксарай, Лалели, Кумкани. Из них профессиональные "шопники" не выходят годами, здесь они прокручивают все свои торговые дела, здесь живут, здесь и отдыхают от трудов праведных. Районы Стамбула, специализирующиеся на торговле с "русскими", раскинулись на значительной территории и компактно примыкают один к другому.

Когда ходишь по их узким старинным улочкам, спускающимся к Босфорскому проливу, не покидает ощущение, что ты попал на гигантский восточный базар, где по какой-то непонятной прихоти почему-то продаются европейские товары. Каждый квадратный метр площади используется здесь для торговли или обслуживания покупателей и продавцов. В нижних этажах плотно примыкающих друг к другу домов расположились многочисленные магазины и лавочки, перед входом в которые вывешиваются образцы товаров, и прохаживаются бойкие зазывалы. "Коллега (мадам), зайдите, у нас есть все, что вам нужно", - манящие призывы торговцев не заставят себя ждать, стоит вам только посмотреть на витрину. Тут же, на верхних этажах или во внутренних дворах зданий находятся и "производственные мощности" - небольшие кустарные мастерские по пошиву одежды, каждую из которых турки громко именуют "фабрика". Торговля продолжается и непосредственно на улице - с лотков, да и просто с рук, где кроме носильных вещей, можно прикупить фрукты и фисташки, перекусить на ходу сэндвичем или же отведать пожаренной прямо при вас рыбы. Торговые заведения соседствуют с небольшими ресторанчиками, уютными кафешками, карго-конторами и многочисленными отелями. Довершают картину "челночного" Стамбула толпы вечно спешащих куда-то покупателей с непременными целлофановыми пакетами в руках, занятых поиском выгодного товара для себя или "на бизнес". Немаловажная деталь: у наших нынешних и бывших соотечественников не возникает языковых проблем. С начала "челночного бума" оборотистые турки кинулись учить русский, а обширная практика помогла им освоить его почти в совершенстве. К тому же, здесь работает много наших соседей из ближнего зарубежья в основном азербайджанцев, казахов, девушек-украинок. Торговля начинается с раннего утра и заканчивается уже ночью, не зная ни выходных, ни праздников. Некоторый спад, правда, все же наступает в периоды некоторых мусульманских празднеств, но и тогда она полностью не замирает.

Основные товары, поступающие из Турции в Россию "челночным" путем: верхняя и нижняя одежда, трикотаж, кожаные изделия, обувь.

Впрочем, многие коммерсанты специализируются и на другой продукции: люстры и светильники, изделия из золота и серебра, пластмасса, мебель, детские игрушки, продукты питания - ассортимент тут достаточно широк. Кроме оригинальных вещей, стамбульские умельцы наводнили рынок множеством различных подделок "под фирму", причем их качество зачастую оказывается весьма высоким. Кстати, вопреки устоявшемуся мнению, в Турции производится множество качественных промышленных товаров, другое дело, что до российского потребителя обычно доходят не лучшие, а наиболее дешевые их образцы. Что касается цен, то они в два, а то и в три раза ниже (кроме кожи и обуви), чем, например, на вещевых рынках столицы.

Точных статистических данных с российской стороны о том, сколько человек занято в сфере шоп-туризма и каковы реальные объемы "челночной" торговли нет. Федеральные власти в этом вопросе предпочитают стыдливо отмалчиваться, игнорируя и не замечая феномен "челночного" бизнеса, давно ставшего одной из мощных составляющих экономики сегодняшней России. По оценкам Министерства туризма Турции, не мучающегося в отличие от своих российских коллег, комплексом неполноценности по отношению к шоп-туризму, "челночный" товарооборот в стоимостном выражении составила 1996 году порядка $4-5 млрд. Иными словами, в течение года российские "шопники" ежедневно вывозили около $10-15 млн. При этом, для наглядности, официальный двусторонний товарооборот не превысил$3млрд. Согласно другим данным, полученным в ГКФТ России, в "челночном" бизнесе постоянно занято более 10 млн. человек. По противоречивым оценкам специалистов, от трети до половины всех "официальных" челноков работают на стамбульском направлении.

Здесь еще не учтены шоп-туристы из ближнего зарубежья, многие из которых реализуют свои товары исключительно на российской территории,

За время непродолжительной, но бурной истории шоп-туризма сложилась сегодняшняя, хорошо отлаженная система работы. Сформировалась она под влиянием непрекращающейся борьбы, переходящей временами в тяжелые столкновения таможни с "челноками". Год от года таможенное законодательство становится все строже и жестче по отношению к коммерческим туристам, которым ничего не остается, как, всячески приспосабливаясь, бороться за существование. Последние акты правительства и ГКФТ о повышении ставок пошлин на ввозимые товары и общем ужесточении таможенного режима нанесли сильный удар мелкому "челночному" бизнесу. Средним и крупным предпринимателям пока удается успешно держаться на плаву, прежде всего за счет переоформления грузов под фиктивные экспортно-импортные контракты и, что ни для кого не секрет, за счет увеличения взяток. То есть, "челноки" в очередной раз продемонстрировали, что они способны гибко реагировать на любые выпады властей, перенося, в конечном итоге, свои новые финансовые издержки на плечи и без того не богатых российских потребителей.

Игорь Горностаев
Туринфо №6 15 марта 1997 года.

Читайте здесь еще о Турции!

   

Комментарии:

Я думаю,что очень интересная информация. Но хорошо было бы ,чтоб об истории Турцыи больше упоминалось.
08.08.05, Нана
 
Кипр
294€ 21329р.Подробнее
КипрНЕДЕЛЯ отдыха от городской суеты на острове Афродиты. Вылет из Москвы 05.11.19 на 8 дней
ОАЭ
318$ 20864р.Подробнее
ОАЭПодари себе НЕДЕЛЮ отдыха в оазисах Аравийской пустыни. Вылет из Москвы 26.11.19 на 8 дней
ВенгрияНовый год
215€ 15587рПодробнее
ВенгрияВенгерская Рапсодия. Новогодний экскурсионный автобусный тур. Выезд из Москвы 02.01.20 на 7 дней
Андорра
329€ 23892р.Подробнее
АндорраЛучший отдых - смена деятельности. Меняем городскую суету на активный отдых. Вылет из Москвы 22.01.20 на 8 дней
Турция
226€ 16413р.Подробнее
ТурцияКонец сезона - это не только минимум туристов, но и скидки на шубы и куртки. Вылет из Москвы 07.11.19 на 8 дней
БахрейнV.I.P.
274$ 18104р.Подробнее
БахрейнРаннее бронирование. Шикарные отели 4*-5* на берегу Персидского залива. Вылет из Мск 06.12.19 на 8 дней