О Тунисе

Cтрана для любознательных.

Автор: Оксана (oxana_can@yahoo.com)

Уже прошло два когда, как я побывала в Тунисе. Многие подробности уже, конечно, забылись, но большинство впечатлений еще очень свежи. Итак, почему я изо всех предложений выбрала Тунис. Я впервые ехала в отпуск на море и список стран, из которых я выбирала, был стандартный: Турция, Египет, Тунис, Кипр. Я решила, что Турция – это слишком банально, уже «все там были», в Египет хотелось поехать не меньше чем на 2 недели, чтобы за одну поездку посмотреть всю страну, Кипр не выглядел местом, где кроме моря есть еще и интересные экскурсии. Тунис на севере Африки показался очень экзотичным. Целями моей поездки были: посмотреть, как в Африке живут люди, и посетить различные интересные экскурсии, а также купаться в море и загорать. В турагентстве мне посоветовали гостиницу «Marhaba club» 3* в Суссе, куда я и поехала на 12 дней.

Какие преимущества были у этой гостиницы. За умеренные деньги там был нормальный номер, очень вкусная и разнообразная еда, включая специальный стол, на котором тунисский повар готовил национальные блюда. Сама гостиница располагается на территории большого парка, где находится так же гостиница уровня 4* «Marhaba Palace». Еще в Москве мне сказали, что в этом отеле самая лучшая команда аниматоров во всем Суссе. Но самые большие преимущества были такие:

1. Гостиница не очень удалена от центра города: пешком до Медины я доходила минут за 20. То есть, когда после часа дня наваливалась жара, я надевала панаму и отправлялась бродить по Суссу, не напрягая себя поиском такси или ожиданием автобуса.

2. Между территорией гостиницы и морем не было проезжей части дороги, как у остальных гостиниц, которые располагались ближе к городу. То есть для меня, любящей в основном ездить на экскурсии и осматривать достопримечательности этот отель был просто идеальным.

Экскурсии

Еще в Москве я просмотрела всю информацию о Тунисе и заранее знала, что хочу там увидеть. В первый же день, после размещения в гостинице наш гид Насер собрал нашу группу и предложил экскурсии. Я выбрала и посетила следующие: автобусную экскурсию в Сиди Бу Саид, Карфаген и столицу страны Тунис; поездку на квадроциклах на страусиную ферму около Сусса; фольклорный вечер с танцами живота, и, конечно, поездку в Сахару. Кроме такого стандартного пакета мне еще очень хотелось съездить в Монастир.

Монастир

В этот город я попала случайно. Наш гид Насер в первый же день обмолвился, что едет по делам в Монастир на следующий день. Я просто попросила Насера подвезти меня туда утром, а потом забрать вечером на обратном пути в Сусс. Монастир стал первым североафриканским городом, который я обошла пешком. Там интересно осмотреть крепость «El Ribat», зайти в мавзолей Бургибы, первого тунисского президента, и подняться около мавзолея на высоченный минарет. Все впечатление от города портили приставучие местные жители, которые просто не давали прохода, как, впрочем, и в Суссе. На обратном пути из Монастиры в Сусс я видела розовых фламинго, которые спокойно паслись в какой-то воде метрах в 50 от трассы!

Сафари в Сахаре

В отеле я узнала, что для туристов из России предлагают 2- дневную поездку на автобусе, а для туристов из других стран – 3-х дневную поездку на джипах. Я попросила Насера найти для меня англоязычную группу для этой поездки. Так что через день после приезда я в 6 часов утра присоединилась к англоязычной группе для 3-х дневного сафари на джипах по Сахаре. Англоязычная группа оказалась группой ПОЛЬСКИХ туристов, практически все из них говорили на английском! Нас посадили в 3 джипа «Toyota» и путешествие началось!!! Я сразу заняла место в первой машине колонны между водителем Джамалом и гидом Джалулом, что позволило мне узнать многое о жизни тунисцев, что не попадает в стандартные рассказы гидов. Маршрут был такой: El Jem и посещение амфитеатра, Matmata и посещение жилищ берберов, Douz, Chott El Jerid – солевые озера, Nefta, Tozeur, Атласские горы, Chebika, водопад в Tamerza, El Kairouan – одна из величайших мечетей мусульманского мира.

El Jem - действительно самый высокий из сохранившихся амфитеатров, больший по размерам, чем Колизей. После этого города, собственно, и началась северная часть Сахары. Жилища берберов (или троглодитов) в Матмате – пещеры, вырытые в дюнах. Заходишь в небольшой проем, сделанный в песчаной дюне, проходишь по коридору и попадаешь в «холл» - комнату без крыши, из которой сделаны проходы в другие комнаты. В этом же «холле» сидит берберка и на жернове перемалывает зерна в муку, собирая чаевые. Гид рассказал, что берберы сейчас так, конечно, не живут. Около 20 пещер правительство страны оставило для туристов, выплачивая определенную сумму жителям этих пещер, как бы неустойку за неудобства. В Матмате мы сделали остановку на обед, где впервые я попробовала кус-кус. Вкусное и сытное блюдо, которое изготавливается из крупы (специально обработанная манная крупа), мяса, овощей и приправ. Под впечатлением того сахарского кус-куса уже в Суссе я купила и привезла пару килограммов крупы в Москву. Вечером мы приехали в отель «el Faouar», расположенный в оазисе посреди Сахары. Отель был небольшой с очень маленьким бассейном, но с красивым видом на Сахару. Мне досталась комната, в которой на одну меня было 5 спальных мест! По обстановке в номере и по уровню сервиса я бы скорее предположила, что эта гостиница построена для кочевников – тунисцев.

Оазисы

На своем пути мы встречали несколько оазисов, не считая мнимых оазисов – миражей. Оазисы, эти места пригодные для жизни людей и характеризующиеся обильной растительностью, образуются там, где вода очень близко подходит к поверхности земли или выходит на поверхность. Оазисы бывают горными, как Chebika, пустынными, как Douz или Nefta, и морскими, как Matmata. Там, где вода, там – жизнь. В Сахаре это видно как нигде больше: в арабском языке есть слово marwa, что означает «наслаждение от утоления жажды, когда ты пьешь воду».

Катание на верблюдах

В этом же отеле нам предложили аттракцион – катание на верблюдах. Это нечто потрясающее, не сравнимо ни с лошадьми, ни с осликами, на которых мне приходилось кататься до этого. Ты садишься на лежащего верблюда, потом верблюд начинает вставать. Так как он сначала выпрямляет задние ноги, а потом передние, то седок сначала резко начинает падать вперед, на несколько секунд принимая положение горизонтально земле, а потом резко начинает падать назад, оказываясь в нормальном положении в 2 метрах над землей! Надо сказать, что это происходит так неожиданно, что некоторые дамы взвизгивали от испуга. Верблюды ступают очень гордо, несколько высокомерно поглядывают на людей. Они мне показались красивыми и гордыми животными.

На следующий день мы продолжили поездку по Сахаре. В этот день мы побывали на месте съемок «Звездных войн 3», увидели оазис Douz, наблюдали миражи, пересекли солевые озера Chott El Jerid и остановились на ночлег в другом оазисе, где нам так же была предложена дополнительная программа.

Декорации «Звездных войн 3»

Оказалось, что все те красивые сооружения, которые в фильме кажутся сделанными из металла, на самом деле сделаны из того же песка и пластмассы. Все это стоит в Сахаре, огороженное веревками, и разрушается под воздействием ветра и солнца. Было любопытно увидеть конструкции, придуманные Джорджем Лукасом, и очередной раз понять, какие потрясающие визуальные эффекты можно сделать с помощью компьютеров.

Солевые озера Chott El Jerid

Приближаясь к солевым озерам, мы стали видеть миражи: вдруг на горизонте мы начинали видеть воду, иногда пальмы, стоящие рядом с озерами. То есть, казалось, что на горизонте мы видим оазисы. Это, конечно, был обман, ведь «Фата Моргана» появляется при определенном сочетании высокой температуры, солнца и солевых испарений. За бортом машины действительно было очень жарко, больше 50 градусов, и можно было понять древних путешественников, которые гибли в стремлении достичь оазиса – миража, чтобы оказаться в тени и испытать marwa.

Desert Rose. Роза пустыни

На этих озерах я впервые увидела и «розу пустыни», «Desert rose», о которой поет Стинг. Роза пустыни представляет собой ничто иное, как образование из соли и песка. Они бывают очень красивыми и причудливых форм, разных цветов, в зависимости от содержания соли и песка: белыми, оранжевыми, коричневыми. Самому искать их в пустыне практически бесполезно, потому что местные жители сделали из этих причудливых форм бизнес, контролируя процесс их образования, затем собирая и продавая туристам.

Отель «Bel Horizon»

Этот отель, в котором мы останавливались в нашу вторую ночь в Сахаре, расположен в городе Nefta, в одном из самых больших оазисов Туниса. Отель оказался очень хорошим, с настоящим уровнем 4*. Само здание расположено полукругом, с большим бассейном в центре. В качестве дополнительной программы нам предложили поездку на повозках, запряженных лошадьми на финиковую плантацию. Кроме того, что мне самой доверили управление лошадью на пути на плантацию, там нам показали, как добывают пальмовый сок и дали попробовать самогонку, изготовленную из этого сока, продемонстрировали, как сборщики фиников лазают на пальмы, не используя вообще никаких приспособлений, дали попробовать покурить самокрутки, называя их содержимое «marihuana». Там же на плантации мы купили вяленые финики (это были самые свежие и вкусные финики, которые я ела в своей жизни) и траву «marihuana» вместе со специальными трубками для ее курения.

В этом отеле я увидела местную девушку, которая продавала сувениры. Она была непохожа на коренных тунисок, которых я встречала до этого. У нее были зеленые глаза и каштановые волосы! Гид рассказал, что так выглядели женщины Туниса несколько веков назад. Это была моя последняя ночь в Сахаре, поэтому несколько часов я провела в бассейне, слушая национальную тунисскую музыку, плавая, а большей частью лежа на спине и разглядывая звезды в огромном небе Сахары. Ради только такого неба, таких звезд и такой воды (она там не хлорирована) стоило поехать в пустыню! Последний день нашего сафари был также очень насыщенным: Tozeur, Атласские горы и оазис Chebika, водопад в Tamerza, El Kairouan. В городе – оазисе Tozeur мы посетили краеведческий музей, который, по большому счету, был не очень интересным. В этом городе стоит в качестве памятника огромных размеров «роза пустыни», а так же там есть интересные с точки зрения архитектуры постройки и элементы декорирования зданий.

Атласские горы

Горы, появившиеся сначала на горизонте, казались какими-то совершенно нереальными. Когда мы уже поднялись по прорубленным для туристов ступенькам достаточно высоко в горы, они стали казаться еще более нереальными. Оранжевый цвет, причудливые неземные формы, как будто мы находились на Марсе, а не на Земле! Под горами раскинулся оазис Chebika, в котором весь город регулярно страдает от замлетрясений. В этом месте снимали фильм «Английский пациент». Помните, какие оранжево-красные показаны там горы причудливых форм?! Так вот они и есть такие на самом деле! Недалеко от оазиса Chebika есть уникальное место, которое называется водопад Tamerza. Он просто находится посредине пустыни, в песках. Он совсем небольшой, высотой метров 10, но в нем так приятно купаться, спасаясь от 50-ти градусной жары!

El Kairouan

Этот город был последним в официальной программе нашего путешествия. В городе находится одно из основных святых мест мусульман – огромная мечеть. Мы на нее посмотрели из-за каменной стены, а затем нас повели на фабрику, изготовляющую ковры. Сначала нам показали, как их изготавливают, а потом стали демонстрировать готовые изделия. Ковры, действительно, красивые, очень разнообразные и некоторые из них я бы не отказалась постелить на полу своего дома. Владельцы магазина так старались что-то продать, что устроили настоящее шоу. В результате, некоторые из нас купили совсем небольшие шерстяные коврики. Уже в Москве знакомый мусульманин сказал, что мой коврик из El Kairouan – коврик для совершения намаза. Во время «шоу с коврами» нам подавали очень вкусный чай из мяты. Его стоит попробовать!

По дороге в Сусс наши гид и водитель угостили нас плодами кактусов. Совершенно огромных размеров опунции служат там заборами. В начале августа на них начинают созревать плоды: размером с киви, оранжевого цвета с большим количеством колючек на кожуре. Нам почистили плоды кактусов, поваляв их в песке, чтобы освободить от колючек, и разрезав ножом. На вкус плоды ни на что не похожи, очень сладкие с большими косточками внутри. В Суссе их продавали ведрами. Так закончилось мое трехдневное путешествие по Сахаре. Надеюсь, что однажды я опять попаду в эту пустыню, отправившись в еще более продолжительное путешествие, чтобы опять увидеть пасущиеся стада верблюдов, попрыгать по барханам на машине, поискать розу пустыни, наблюдать «фату моргану», с нетерпением ждать приезда в оазис, чтобы лежать на спине в бассейне и смотреть в необъятное небо Сахары. После приезда из Сахары меня ждал букет цветов в номере от горничной, которой до отъезда я успела дать пару динар в качестве чаевых.

Тунис - столица Туниса, Карфаген и Сиди Бу Саид.

Посещение этих трех достопримечательностей входило в одну экскурсию. Большее впечатление на меня произвел бело-голубой город, город художников и поэтов, Сиди Бу Саид. Он очень красивый, благодаря красивым домикам, раскрашенным только в два цвета и цветущим буганвилиям. С его смотровой площадки открывается прекраснейший вид на Средиземное море! Не удивительно, что в этом городке периодически жили выдающиеся поэты и художники, находя там вдохновение. В самой столице, в Тунисе, есть несколько любопытных зданий и памятников. Понравился и музей Бардо. В этом музее собрана самая богатая коллекция древнеримской мозаики. В нем находится большое количество статуй, в том числе стопа около 2-х метров длиной от статуи Нептуна, которая в высоту была просто огромной, более 15 метров! Карфаген же похож на любые древние развалины, хотя я нисколько не жалею, что осмотрела их. Оказывается, высота потолков у бань в те древние времена были 3,5 метра!

Сусс

В самом этом городе также есть, что посмотреть. Во-первых, это крепость и мечеть, во внутренний двор которой пускают туристов. Во-вторых, музей археологии, где хорошее собрание древнеримской мозаики. В-третьих, музей Dar Essid - это музей одной богатой семьи, который сделан непосредственно в их доме. Интересно было посмотреть на предметы быта и интерьера, разглядеть орнаменты, которые украшают стены, увидеть документы, которым уже по тысяче лет! Именно после посещения этого музея для меня сочетание «роскошь Востока» стало понятным и осязаемым! Кроме этих интересных мест есть еще одно, совсем не интересное – древнеримские катакомбы, обычные ходы, как в пещере, в которых иногда попадаются скелеты первых христиан, лежащие за стеклом. Эти катакомбы жалкое подобие пещер в Киево - Печерской лавре. Катакомбы, а также фольклорный вечер были двумя экскурсиями, на которых я пожалела о потраченных времени и деньгах.

Страусиная ферма

Для того чтобы добраться до фермы каждого из группы туристов посадили на квадроцикл, скорее даже на его чуть уменьшенную копию, показали, как им управлять и колонна поехала. Когда гид в отеле рассказывал об этой экскурсии, он говорил, что это будет приятная поездка по оливковой роще. Может быть, для кого-то это поездка и была приятной, но для меня она стала настоящим испытанием. Квадроцикл не хотел меня слушаться, мы ехали по совершеннейшему бездорожью, и он прыгал подо мной в разные стороны, все время норовя сбросить меня с себя! Однажды я улетела вместе с ним в кювет, не перевернулась, конечно, но застряла накрепко! Кроме того, я никак не могла развить нормальную скорость, двигатель периодически глох и сопровождавший нас тунисец снова и снова заводил мотор. Этот кошмар продолжался минут 50, пока мы не приехали на ферму. Там оказалось, что экскурсии для туристов проводят на разных языках, за исключением русского. Пришлось мне выполнять роль переводчика с английского для группы русских туристов, состоящей из 6 человек. Экскурсия были познавательная: нам показали страуса эму, который укусил меня за руку при попытке его погладить, затем подвели, по дороге дав мне покататься верхом на ишаке, к страусу нанду, а потом, конечно же, предложили купить сувениры на страусиную тематику. Там впервые я взяла в руки страусиные яйца и сфотографировалась с ними. Было приятно, когда я получила своеобразную оплату за свой труд переводчика: в конце экскурсии гид сказал, что каждый, кроме меня, должен ему дать чаевые. Обратный путь на квадроцикле тоже начинался мучительно, но тут кто-то из туристов предложил мне поменяться машинами. Оказалось, что мой квадроцикл был сломан. Вся колонна ждала, когда вместо него пригонят с базы новый, на котором я уже совершенно спокойно доехала до конечной точки маршрута.

Море, бассейн, анимация

Немногое свободное от экскурсий время я проводила у бассейна. В море плавать я не решалась, потому что там было много медуз, которые больно жалили. Поэтому приходилось загорать не на пляже, а купаться в бассейне, у которого работали аниматоры. Они занимали отдыхающих аэробикой и игрой в водное поло. Особенно мне нравилось играть в водное поло. У нас уже были постоянные игроки, мы играли по-настоящему, боролись за каждую победу. В основном усердствовали в этом туристы из Германии, они же были и самыми активными участниками вечерних мероприятий. Я должна сказать, что в турагентстве в Москве нисколько не перехвалили аниматоров нашего отеля. На наши вечерние представления приходили отдыхающие из соседней 4-х * гостиницы, предпочитая наши шоу своим. Однажды мне, как участнице конкурса, пришлось петь песню на русском со сцены. Я выбрала «Подмосковные вечера». Радостно было увидеть, как отдыхающие, преимущественно немцы, начали хлопать в такт и даже подпевать мне на своих языках!

Кальян и зеленый чай

«Cafe Maure» или «Мавританское кафе» нашлось совершенно случайно во время прогулок по парку вокруг отеля. Это кафе находится в здании соседней «Marhaba Palace». Кроме очень вкусного зеленого чая там еще и подают кальян. Кафе устроено очень по-восточному: на топчанах лежат подушки, стоят низенькие столики, звучит национальная музыка. Несколько раз вечерами я приходила туда с супружеской парой из Москвы, с которыми познакомилась у бассейна. Мы приходили туда, садились на подушки, заказывали чай и отдыхали, разморенные жарким солнцем днем. Один раз я там попробовала раскурить кальян. Так как я в принципе не курю, то в чем там кайф от кальяна я не поняла, но мои друзья, которые только вдыхали аромат моего кальяна, то есть курили пассивно, немного «прибалдели».

Мои 12 дней в Тунисе были очень насыщенными и пролетели очень быстро. Я с сожалением улетала домой, купив несколько кассет с тунисской музыкой. Иногда по вечерам я ставлю их и вспоминаю теплые тунисские вечера, шум пальм на ветру и огромное небо Сахары….

У каждого свои цели поездки, свои ожидания. Мне кажется, что Тунис – это страна, куда интересно ехать не для того, чтобы отлеживать бока на пляже и отмокать в море. У Туниса богатая история и много интересных мест, которые стоит посетить. Здесь, как и в любой другой стране есть своя изюминка, которую не так уж трудно найти.

Читайте здесь еще о Тунисе!