О Тунисе

Путешествие в Тунис

Фантастическая галактика Татуин

Наш вездеход застыл над пропастью. Вокруг безжизненный желто-коричный пейзаж плоскогорья, изрытого огромными воронками и пещерами. Вокруг пещер - редкие, искореженные знойными засухами и сухими ветрами оливковые деревья и финиковые пальмы. Звенящая и одновременно зловещая тишина. Жара такая, что скоро у меня начнут плавиться мозги. Даже под шлемом.

Видеокамера панорамирует по одной из воронок. Наезд на неподвижную маленькую фигурку на дне пещеры. Мальчишка в коричневом бурнусе на фоне желтой земли испуганно смотрит на меня как на инопланетянина. Я улыбаюсь. И делаю приветственный жест рукой. Испуг на лице мальчишки сменяется интересом. Он машет рукой. Приглашает спуститься. Ставлю ноги как можно осторожнее...

Вот и вход в пещеру. Оказывается, это жилище. Мальчишка протягивает горсть фиников. Протягивает гордо. Будто это его единственное сокровище. И им, последним, он хочет поделиться с инопланетянином. Беру. Пробую. Вкусно. Представляю, как щедро платили заблудившиеся пришельцы за эту спасительную горсть фиников много веков назад. Мальчишка внимательно смотрит на мою руку. В ней появляется монета. И мгновенно исчезает в разрезе бурнуса. Мальчишка улыбается. Я тоже. Снимаю пробковый шлем и вытираю платком пот. Из пещеры медленно появляются другие троглодиты. Они протягивают ко мне руки. В них желто-черные лепешки. Контакт с фантастической галактикой Татуин состоялся!

Большое синее море

Я перекрутил видеозапись на начало. Мы высаживаемся из вездеходов около белоснежных блоков, по стенам которых струятся цветные потоки. Красные, фиолетовые, оранжевые букеты. На фоне голубого неба. Эти цветы называются бугенвилье, шепчу я, стараясь запомнить это певучее название, текущее и манящее. Звучат звуки горнов, ритмично бьют барабаны. Так местные жители встречают путешественников. В просторном холле прохладно, прелестная девушка - берберка, протягивает поднос с неизвестным для меня желтым напитком.

В памяти мелькает отрывок из «Одиссеи». Одиссея и его спутников, когда они высадились на морской берег, аборигены напоили неизвестным желтым напитком, как оказалось потом, из лепестков лотоса. И они забыли, откуда и куда плыли и остались на этом берегу навсегда.

Выпиваю. Заглядываюсь на девушку. «Надо обязательно познакомиться!». Ощущаю странное чувство: оказывается, и от апельсинового сока можно обалдеть.

Хаммамет! Первое знакомство!

Портье проворно несет мой чемодан. Чувствую себя господином. Вот и мой номер. Все, что было обещано, имеется. Не обманули! Мой честно заработанный отпуск начинается неплохо. Но... не может быть, чтобы все было как в ваучере SWEETA TRAVEL. Где вид на море? Бросаюсь к шторам, распахиваю.... Море! МОРЕ! Я мечтал увидеть его несколько лет. Передо мной Большое Синее Море. Бескрайнее. Спокойное. Величавое. То самое, которое древние финикияне, греки, римляне, славяне и прочие народы называли ВЕЛИКИМ ГОЛУБЫМ!

Через несколько минут я погружаю свое усталое, измученное тело в прохладные воды. Набрав полные легкие воздуха, ухожу на дно, замираю, вокруг меня появляются серебристые рыбки. Все! Мечта, с которой я жил эти годы, сбылась! Осталось только поймать золотую рыбку. В Хаммаметском заливе Средиземного моря.

Сахара - мир иной, мир неповторимый

Один из самых интересных туров в Тунисе, по моему мнению, - это тур с полной приключений поездкой в Сахару. Расскажу о ней поподробнее. Мы выехали рано утром на комфортабельном вездеходе Тойота Лэндкрузер агентства СВЕЕТА ТРЕВЕЛ и взяли курс на юг по прекрасной автостраде Тунис-Сусс. Первая остановка - осмотр знаменитого Колизея в Эль-Джеме, третьего по величине в мире, построенного древними римлянами во 2 веке н.э.. Здесь мы увидели арену, на которой не на жизнь, а на смерть сражались гладиаторы со страшными хищниками или друг с другом, услышали легенду о сокровищах последней берберской царицы Кахины, которые ищут до сих пор, спустились в подземелье, где рабы, обреченные на гибель, ждали своего последнего часа, часа выхода на арену... Мне запомнился образ Кахины, которая, как рассказал наш гид, мосье Николай, была женщиной очень суровой по отношению к мужчинам, если они ей перечили....

Затем мы продолжили путь на юг, к морскому оазису Габес. После осмотра этого оазиса, спрятанного под пальмами, и дегустации пальмового вина /очень рекомендую!/ наш вездеход поднялся в горы, где в огромных пещерах спрятана деревушка троглодитов Матмата. Плоскогорье удивительно напоминает сцены из фильмов «Космическая одиссея», «Звездные войны», и это не случайно: именно здесь, как сказал гид, снимались пейзажи для фантастической страны ТАТУИН.

Как и киногероям, жителям этих гор, берберам Матматы и Татауина, соседней деревушки, давшей название для галактики, пришлось пережить немало бед, чтобы отстоять в схватках с природой и завоевателями право на жизнь и свободу. Здесь, в одной из пещер, я и заснял мальчишку Мохамеда, который угостил меня финиками, и его бабушку, которая при нас испекла лепешки внутри печки, напоминавшей большой горшок. Лепешки оказались, честно говоря, не очень вкусными, но мы их съели и, конечно, расплатились, чтобы не обидеть бабушку. Ведь в ней течет кровь Кахины!

После Матматы путь лежит на запад, через плоскогорье, к оазису Дуз на краю Сахарской пустыни. Здесь нас, переодетых в одежды кочевников /удивительное превращение, буквально за минуту, россиян в... настоящих берберов и россиянок в соблазнительных восточных красавиц!/ ждала весьма необычная прогулка - по пустыне на верблюдах.

Дуз - оазис, который засыпают пески, у Ворот Сахары, откуда, как и много веков назад, начинают свой путь караваны дромадеров, одногорбых африканских верблюдов. Вот и мы отправляемся на белых верблюдах за уходящим за горизонт красным диском светила.

Если повезет, то верблюд попадется смирный и вы не будете нестись стремглав по крутым барханам, проклиная экзотику и вспоминая свою или чужую маму. Мне повезло! Если повезет второй раз, то можно попасть в настоящую песчаную бурю. Мне опять повезло! Зрелище незабываемое…По ощущениям это близко к созерцанию полного солнечного затмения: внезапно поднялся сильный ветер, внезапно днем наступила ночь, а на небе повисла огромная желтая «луна» - солнце. Что было неприятно: мелкий песок проник во все складки моей одежды и единственное спасение - долгожданный бассейн комфортабельного отеля /в пустыне! Восточный дворец!/ и ночное купание, уже при свете настоящей Луны.

Утром нас ждала поездка по барханам и дюнам Сахары. Снова острые ощущения и переживания: вездеходы, вязнущие по оси в песке, возможность сесть за руль и попытка преодолеть самому высокий бархан буквально по отвесному склону!

Но все кончилось для нас благополучно: ведь за рулем нашего вездехода - Саид, первоклассный водитель, достойный потомок бесстрашных берберов. И снова дорога на запад, по дну высохшего моря, через соленое озеро, описанное древнеримским поэтом Вергилием как озеро смерти: « здесь даже птица не пролетит, все мертво вокруг». Здесь я приобрел удивительное произведение природы - розу пустыни, камень, который растет, как цветок, глубоко в земле. Этот цветок украсит интерьер любой квартиры!

А во время видеосьемки мне показалось, что этот безжизненный и бесконечный пейзаж я уже видел: «конечно, - ответил гид,- ведь здесь снимались фильмы «Английский пациент», «Секрет Сахары» и другие.» Да, было жарко, очень жарко, но сухо. И в тот момент, когда стало особенно жарко, когда казалось, еще немного и начнут плавиться мозги, я увидел далеко на горизонте море-озеро, пальмы, замки Фата Моргана! Я их видел! и другие тоже видели! И мы засняли миражи на свои видеокамеры и фотоаппараты...

И все же хорошо, что и в вездеходах , двигатели которых не выключают ни на минуту даже во время остановок, есть кондиционеры. В машине всегда спасительная прохлада. А у Саида еще было припасено и холодное пиво! Представляете: глоток холодного пива, когда в тени 52 градуса? Вы этого еще не попробовали? Вы еще не поймали кайф? Тогда у вас еще все впереди! За белосоленой гладью - живительная зелень оазиса: это - Тозер, один из самых крупных оазисов в пустыне Сахара. Буйная растительность, которая смиряется плавным течением воды в ручьях и арыках, яркие цветы, плодоносящие сады - райский уголок, сотворенный трудолюбивыми руками человека. И конечно, знаменитые финиковые пальмы, вкус плодов которых соперничает с самыми изысканными пирожными.

Отдых в отеле, построенном в форме восточного дворца - и новые впечатления нас ждали в Музее Арабского Востока, музее восковых фигур, а также Историческом Музее. А затем - новое представление. Оно , конечно, рассчитано больше на детей, но когда перед вами оживают знаменитые арабские сказки «Тысяча и одна ночь» - это захватывает! Мы увидели героев сказок красавицы Шехерезады: принца Шахрияр, решившего отомстить все женщинам за их неверность, знаменитого путешественника Синдбада - морехода , никогда не унывающего Али -Бабу, мечтающего разбогатеть, его красавицу - жену, сумевшую хитростью укротить сорок разбойников... Нет слов описать этот удивительный мир восточных сказок, которым мы так увлекались в детстве. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем...

Утром снова по машинам, путь лежал в высокие горы, к каньонам и деревушкам, разрушенным ливнями /да, и в Сахаре бывают страшные наводнения и бурные потоки, сметающие все на своем пути/, к зеленым оазисам, в которых снова возродилась жизнь. Для любителей острых ощущений - прогулка на осликах по самому краю бездонного каньона, такого глубокого, что дух захватывает!

Вернулись мы в Хаммамете через исторический город Кайруан, святыню мусульман, который славится своими исламскими памятниками и не менее знаменитыми арабскими коврами.

Всего и прошли три дня в Сахаре, но воспоминаний мне хватило не только на оставшиеся дни отдыха на берегу Средиземного моря, но и на всю жизнь. Один совет: берите с собой, как это я сделал, фотоаппарат и видеокамеру с солидным запасом пленки. И еще… если подберется хорошая компания, да еще, как говорится, «у нас было» /не забудьте Это, ну, понимаете Что/, то никакая тряска, никакие барханы и жара не будут вам страшны. И вам долго будут сниться миражи, которые вы увидели наяву в раскаленном мареве звенящего воздуха Сахары.

«Камни говорят. Только надо уметь их слушать»

Эту фразу сказала мне Анастасия Александровна Ширинская-Манштейн, с которой я познакомился во время посещения Бизерты, тунисского порта, места последней стоянки Черноморской эскадры в 1920 году. И она добавила: «как важно уметь видеть и слышать то, что могло казаться простой грудой камней».

О судьбе этой русской женщины, которая приплыла в Тунис на борту одного из кораблей Черноморской эскадры, я расскажу особо. Но ее слова постоянно звучали во мне, когда я рассматривал, прикасался, созерцал Карфаген, пунический город, основанный в 814 г. до н.э. легендарной царицей Элисса /Дидон/. Карфаген стал столицей государства, соперничавшего с Римом, и был разрушен римлянами в 146 г. до н.э. (Помните известную фразу: «А Карфаген должен быть разрушен!»).

На знаменитом холме Бирса /переводится с финикийского как Бычья шкура/, у подножия которого и высадилась царица Элисса, археологи раскопали один из кварталов Карфагена, в котором, по преданию, родился великий полководец Ганнибал. Когда я бродил по улицам этого квартала, заходил в дома, дотрагивался до стен, то ощущал странный прилив сил. Не зря же говорят, что в древности города строили там, где существуют энергетические поля, особые ауры, благотворно действующие на человека…

Мы увидели также импозантные руины зданий римского Карфагена /1 век н.э. - 5 век н.э./, терм - общественных бань императора Антонина. Термы построены во втором века н.э., прямо на берегу Средиземного моря и были самыми большими в Римской империи после терм Траяна в Вечном Риме. Представьте себе Баню размером с восьмиэтажный московский дом из мрамора и гранита! Аристократия Карфагена встречалась здесь для отдыха, купания и деловых разговоров.

Еще одно сильное впечатление - это Музей Бардо, где находится самая большая в мире коллекция мозаичных картин Древнего Рима. В Музее также есть экспозиции, посвященные возникновению жизни на Земле, пуническому Карфагену /уникальная коллекция золотых изделий 6 века до нашей эры!/, зарождению христианства, исламской цивилизации.

А недавно там выставили предметы роскоши, поднятые со дна моря. Во втором веке нашей эры около города Хадруметум /ныне курорт Сусс/ затонула галера, на борту которой были статуи из мрамора и бронзы, гранитные колонны, мебель, вазы, амфоры для отделки дома богатого римлянина. Конечно, не все сохранилось, но то, что я увидел, потрясает своей красотой и изяществом. Мы посетили Сиди Бу Саид - бело-голубой пригород Туниса, место встречи художников, поэтов, писателей. Здесь побывали Гумилев, Евтушенко, Вознесенский, Ги де Мопассан, Симона де Бувуар, Шатобриан, многие другие известные личности. Из кафе, нависшем над обрывом, открывается неповторимый вид на Тунисский залив. Посетите это кафе Сиди Бу Саида и отведайте знаменитый мятный чай с орешками. Незабываемое впечатление!

Лучше быть здоровым, чем…

Признаюсь, что золотую рыбку я не поймал. Хотя знакомство с хорошим курортом, где сбываются мечты, стоит, согласитесь, больше улова рыбака. Каюсь, что с местной девушкой не познакомился. Был пленен, и причем добровольно, русской девушкой по имени…..Ну, понимаете… Соседкой по этажу, с которой познакомился в Центре БИОАЗЮР.

Я снова прокручиваю видеозапись. Бурлящие каскады морской воды обрушиваются на обнаженные торсы мужчин. Женские тела нежатся в журчащих пузырьковых ваннах. Это - талассотерапия! Что это такое? Это сочетание приятного с полезным. Это возвращение… Вспомните, что сказал наш уважаемый генерал из фильма «Особенности национальной рыбалки»: Человеку просто необходимо возвращаться к воде, к своей родной стихии. Он, оказывается, хорошо знает историю Древнего Рима. Как говорили древние римляне: "in aqua sanitas!" - "Здоровье - в воде!".

Морской бассейн Центра придал моему телу упругость гимнаста и стройность фигуриста. А моя соседка стала после нескольких дней процедур вылитой Афродитой. На следующий год мы уже решили поехать в Хаммамет вдвоем и снова пройти курсы талассотерапии. А друзья мои, увидя то, что я заснял, просто грезят Сахарой. И требуют от агентства, которое им сейчас оформляет туры, чтобы во время их путешествия по пустыне были и миражи Фата Моргана, и песчаная буря, и бурные потоки, смывающие все к чертовой матери. А они на верблюдах будут спасать прелестных берберок. И все это будет заснято на видеокамеру. Чтобы было что вспомнить!

Ведь все, что я рассказал, - все правда. Пережитое мной лично.

Из записок туриста Ивана Преображенского, посетившего Тунис в июне 2001 года sweeta@aha.ru

Читайте здесь еще о Тунисе!