Об Италии

Тициан

Гений Тициана явился вслед за великими мастерами Ренессанса – Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлем. Они творили в одну эпоху, но только один Тициан дошел до окончания этого знаменательного века, впитавший в себя все секреты, новшества и художественные приемы великих художников-современников. Он умудрился создать такое немыслимое количество картин, сколько было создано ими всеми, вместе взятыми.

 Тициан
Биограф Тициана Джорджо Вазари повествует, что Тициан рожден в 1477 году у богатых и очень знатных родителей. Заметив у сына склонность к живописи, они определили его в венецианскую мастерскую известного тогда художника Джан Беллино.

Это было время расцвета для Венеции, покончившей, наконец, с войнами, разрухой и чумой. К году рождения Тициана Венеция уже была на вершине своего благополучия и роскоши. Это была столица красоты и таланта, здесь уже набирала мощь знаменитая художественная школа Джованни Беллини. Этот мастер выпустил из своей мастерской немало художников, впоследствии прославивших Венецию, но двое их них взошли на небосклон живописного искусства ярчайшими звездами – Тициан и Джорджоне. К сожалению, Джорджоне умер молодым, и с тех пор титул первого венецианского живописца принадлежал Тициану. С титулом пришло и богатство, и роскошь, и слава.

Император Карл V вызвал Тициана к себе и окружил почётом и уважением. Когда однажды художник уронил кисть, король поднял её и сказал: «Услужить Тициану почётно даже императору».

Тициан успел впитать в себя все то, что не успел выразить в своих полотнах ушедший Джорджоне, биограф отмечает, что он по жизни нес некий «комплекс Джорджоне». Гений Тициана уже в юности выражался отточенным мастерством «подражания» другим художникам. Он мог находить в полотнах живописцев самую суть их манеры писания картин, и гениально применять эти приемы в своих шедеврах. Так, в его «Портрете дворянина», который прославился необычайной естественностью, окружающие увидели руку Джорджоне, и только подпись Тициана поставила все на свои места.

Тициана нельзя обвинить в плагиате или просто в подражании другим. Это не так, и сегодня, через несколько столетий, это стало окончательно ясно. Вазари пишет в своих трудах о том, что Тициан был стилистом от Бога, он не копировал, а брал лучшее, из этого был создан его собственный неповторимый стиль живописи, обогащенный уникальными достижениями эпохи Возрождения. Тициан всегда четко понимал цель, к которой он движется, он был в невероятном фаворе у европейских королей, и сам носил звание «король холста».

Но несмотря ни на что, он до конца жизни не забывал своего друга и соратника по кисти Джорджоне. Неуловимый бесплотный образ ушедшего художника незримо витает на многих его полотнах. Биограф пишет о том, что это было какое-то странное необъяснимое чувство к Джорджоне. В Риме находится картина Тициана «Любовь земная и небесная». Она была создана Тицианом сразу после ухода Джорджоне. На картине изображены две женщины с прекрасными лицами на фоне прелестного летнего пейзажа.

По поводу даты рождения художника до сих пор нет единого мнения. Когда война прошла по землям его родного городка Кадор, архив приходской церкви, в которой крестили Тициана, был куда-то перевезен и затерялся или сгорел.

Одна из них смотрит в небо в предвкушении небесной любви, а другая уверенная и спокойная красавица держится за ларец, в котором содержится ее счастье. Мастер как бы предложил два варианта жизни – грезы и романтическая небесная любовь или хладнокровное обладание, то есть любовь земная. Если судить по дальнейшим вехам жизни Тициана, то становится ясно, что он выбрал для себя вариант второй, и прожил свою долгую жизнь в тихом обладании. Но вот последний автопортрет Тициана развеивает домыслы о его якобы безмятежном существовании. Лицо его на портрете сурово, видно, что тяжелые мысли одолевают художника. Незримое присутствие рядом с ним Джорджоне, который оставил ему свои идеи, мысли, недописанные сюжеты, невыраженную красоту, ведет кистью Тициана всю жизнь, заставляя писать единение Земли и Неба, писать красоту небесную и земную в неразрывной связи.

Тициан был настолько обласкан двором, богат, прославлен, что вполне мог этим успокоиться и вести жизнь придворного вельможи, не зная отказа в утехах, так же, как это делал Рафаэль. Но Тициану этого было мало, вернее, не это составляло главную цель его жизни. Он остался чужд сибаритству, не погряз в сытой роскошной жизни. В его биографии нельзя найти ни невероятных приключений, ни сказочных поворотов судьбы. До последних дней жизнь мастера была наполнена скрупулезным трудом, одиночеством, заботой о неблагодарных отпрысках, которых у него было трое. После смерти жены художник поставил крест на своей личной жизни, пятьдесят лет прожив бок обок лишь с одной неразлучной спутницей – живописью.

Когда Тициан был подростком, однажды после мессы он нарисовал на стене дома Мадонну. В ней легко было узнать черты Лючии – его матери. И именно слово матери оказалось тогда решающим: отец надеялся, что сын станет нотариусом, но она настояла, чтобы Тициан учился в Венеции у художников.

В нашем Эрмитаже имеются две картины Тициана – это «Святой Себастьян» и «Кающаяся Магдалина». Несмотря на стрелы, впившиеся в прекрасное тело Себастьяна, и на слезы и муку, стоящие в глазах Магдалины, оба они красивы чувственной божественной красотой. В Антверпене есть его «Мадонна с вишнями», «Цыганская мадонна», пронизанные потрясающей энергетикой и жизнелюбием.

 Тициан
Тициан отклонил предложение Папы Льва Десятого стать придворным папским живописцем и остался в Венеции. Лестное предложение не прельстило мастера, он был предан родной Венеции, которая сделала его тем, кем он стал. Интуитивно Тициан знал, что еще не время для него царить в Риме, так как на римском олимпе живописи властвовали Микеланджело и Рафаэль. Художник оказался прав – через двадцать пять лет он въедет в Рим на белом коне.

Не покинув Венецию, Тициан погружается в работу. Ее очень много, все соборы Венеции жаждут заполучить к себе великого живописца. Он создает великолепные иконы «Апостол Марк», Мученик Петр», «Благовещение». Венецианская знать почитает за честь заказать Тициану портреты предков. Написав портрет знаменитого венецианского дожа Николая Марчелло по его изображению в медальоне, он и в дальнейшем продолжает писать портреты все восьми дожей по порядку их вступления в должность. Последнего дожа он напишет, будучи девяностолетним стариком.

Венецианские власти назначили Тициана главным живописцем города и положили ему годовое жалование. При этом ему было поручено изображение исторического сражения для Золотой Гостиной по подобию той, что писал во Флоренции Леонардо. Двадцать лет работал он над полотном «Битва при Кадоре», и двадцать лет власти платили ему деньги, ожидая окончания заказа.

Между тем слава Тициана разошлась по всей Италии, и его пригласил в Феррару герцог Альфонс де Эстэ закончить картину «Вакханалия», которую не успел дописать умирающий Беллини. Тициан не мог отказать, ведь Беллини был его учителем. Он закончил «Вакханалию» и к ней добавил еще два шедевра, образовавшие тициановский триптих, - «Вакх и Ариадна» и «Жертвоприношение Венере».

В честь Тициана назван кратер на Меркурии.

Затем Тициан пишет портреты цезарей, изумительный портрет герцога Урбинского, и оставляет ему в подарок свою «Венеру». Существует миф о том, что герцог был настолько поражен совершенством полотна, что воскликнул: «Наконец-то спящая Венера Джорджоне проснулась!»

Карл Пятый, перейдя Альпы в 1530 году и войдя в Италию, тут же призвал к себе Тициана. Разумеется, для того, чтобы великий художник запечатлел его в веках. И вот сейчас в музее Прадо висит портрет немецкого императора. Мы видим его именно таким, каким он желал казаться сам – державным властителем, покорителем мира, талантливым стратегом, дальновидным политиком.

Тициан наделил фигуру Карла надменным достоинством и в то же время простотой и спокойной уверенностью, так напишет своих правителей Веласкес. А ведь Карл был уродлив, у него была выдающаяся нижняя губа и так называемая «волчья пасть», врожденное уродство. Но Тициан сумел написать его лицо так, что не исказил его черты ни на йоту, но акцентировал внимание на державности императора. Карл был так восхищен портретом, что заплатил за него неслыханную сумму и назначил Тициану щедрую пенсию до конца дней.

В дальнейшие годы живописец создал целую галерею правителей, своих современников. Вазари отмечает, что наверно, не осталось ни одного владыки или представителя знати, которого бы не тронула кисть Тициана. Среди именитых портретов отсутствовал лишь один – Папы. И семидесятилетний художник отправляется в Ватикан.

Его встретили с почестями и с почетным конным эскортом препроводили к Папе Павлу Третьему. Два года живет в Ватикане Тициан и пишет портреты Папы и его придворных. Эти годы ознаменованы выдающимся событием в жизни мастера – он встретился с великим Микеланджело. В это время Тициан создавал свою знаменитую «Данаю». Микеланджело весьма высоко отозвался о полотне. Вазари, который присутствовал при этом, пишет, что Буонаротти признал уникальное умение Тициана видеть в обычной реальной жизни божественность и очарование поэзии.

 Тициан
Гениальность Тициана проявилась в сочетании трех качеств, которые присущи были далеко не всем другим гениям – класс, порядок и умение всех своих персонажей – и смертных, и богов, и владык, и святых – показать земными людьми. Это были просто люди, живущие на земле. Про его «Оплакивание Христа» говорят, что нет картины более реалистичной в изображении смерти, чем эта. Кроме уникальных реалистичных изображений людей и богов, Тициан великолепно манипулировал цветом, был потрясающим колористом. Ведь он был ремесленником и творцом одновременно, и его жизнь в ремесле была столь долга и плодотворна, что он успел досконально изучить все, касаемо его профессии. Собственным трудолюбием, талантом и особым видением жизни, Тициан смог возвести ремесло в ранг высочайшего искусства.

Свою последнюю картину, «Оплакивание Христа», Тициан написал для собственного надгробия. Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 года: он заразился от своего сына, ухаживая за ним.

В девяносто девять лет Тициан написал полотно, где изображен Христос с земным шаром в руках. Биографы говорят, что в ней впервые видится дряхлость и слабость непревзойденной руки мастера, но божественный огонь вдохновения не угас. Вазари отмечает, что Тициан обладал поразительным здоровьем, до семидесяти пяти лет он не знал, что такое недомогание или болезнь. Биограф видит в этом руку Господа, видимо, Тициан сумел потрясти даже его своей многолетней неиссякаемой трудоспособностью, и Господь не стал нарушать его порядок жизни. Но все же жизнь Тициана оборвалась внезапно, когда Венецию оккупировала чума.

После мастера осталось громадное состояние, которое почти все было промотано его неудачными сыновьями. Но сейчас мы понимаем, что состояние живописца не покрыло бы и половины стоимости одной его картины. Невозможно переоценить влияние, оказанное Тицианом на последующие поколения художников. Его важнейшие открытия в искусстве живописи, к примеру, изыскания цвета, цветная лепка персонажей, выявление нюансов красок, явились приоритетными в художественных школах других живописцев. Ни один мастер не может похвастаться таким колоссальным воздействием на потомков.

Жизнь его была невероятно долгой, наполненной талантом, трудом, вдохновением, присутствием небес и земли в каждом штрихе его полотен. До последнего мига Тициан держал в руках кисть, успев нанести последние мазки на финальный шедевр «Оплакивание Христа», его ясный ум и острое зрение не подводили его до прощального вздоха.

Читайте здесь еще об Италии!

   

Комментарии:


 
Россия
РоссияОткрой летний сезон в Сочи! Солнце и море – лучший отдых на каникулах. Вылет из Москвы 27.05.24 на 8 дней
КубаПоследние места!
843$ 80395рПодробнее
КубаОтдохни на берегу Карибского моря! Бесконечные песчаные пляжи. Вылет из Москвы 02.04.24 на 10 дней
РоссияЭто круто!
РоссияОтдохни на популярном Имеретинском курорте в Сочи. Высокий уровень комфорта. Вылет из Москвы 01.05.24 на 11 дней
ТурцияЭто круто!
ТурцияМини-КРУИЗ выходного дня по Черному морю на круизном лайнере «Astoria Grande». Выезд из Сочи 14.12.24 на 3 дня
РоссияКаникулы
РоссияТУАПСЕ. Отдых на популярном Черноморском курорте по доступным ценам. Вылет из Мск 02.06.24 на 8 дней и более
Россия
РоссияОткрой пляжный сезон в ГЕЛЕНДЖИКЕ. Популярное направление для вас и ваших детей Вылет из Мск 8.06.2024 на 8 дней