Об Италии

Арабо-норманская культура Сицилии

Сицилия
После господства вандалов и последовавших за ними остготов, Сицилия была завоевана византийцами, а в IX веке остров становится "Землей ислама". Мусульманское присутствие длилось в Сицилии около 250 лет, однако от этого периода не сохранилось почти никаких памятников. Все мусульманское в Сицилии, как это не парадоксально, восходит к норманскому периоду. В то же самое время благодаря норманнам Сицилия становится католической, начинает говорить на неолатинском языке и становится частью европейской культуры. Такие кардинальные изменения были бы невозможны без уничтожения ислама и арабского языка. Единственное, что не удалось норманнам -это искоренить полностью арабские слова из сицилийского диалекта.

Арабские корни остались, например, в названиях многих городов, таких как "Калатафами", "Калашибетта", "Кальтанисетта", "Кальтаджироне", "кальтабелотга" и других, происходящих от арабского слова "кала" или "кальта", что в переводе означает "замок", "крепость".

Сицилия
Тем не менее, все мусульманское, что мы находим в Сицилии, особенно в ее искусстве и архитектуре, восходит к норманскому периоду. Можно предположить, что все мусульманские памятники были разрушены норманнами после завоевания Сицилии, а затем при участии мусульманских мастеров, как местных, так и прибывших из Персии, были созданы дошедшие до наших дней памятники. Являясь мостом, соединяющим Европу, Азию и Африку, культура Сицилии и ее памятники удивительным образом синтезируют эти три континента. Такой сплав можно увидеть, например, в Палатинской капелле в Палермо, где западная архитектура, представленная трехнефной базиликой, богато декорирована византийской мозаикой и арабской живописью.
Палатинская капелла – личная капелла сицилийских королей и вице-королей Норманского дворца в Палермо. Находится на втором этаже Норманнского дворца, вход в неё организован с пьяцца Индепенденца. Является музеем, но в воскресенья и праздники в капелле совершается месса. Поскольку в Норманнском дворце с 1947 года заседает парламент автономной области Сицилия, часы работы музея являются неопределёнными, так что посетителям рекомендуют посещать капеллу в первой половине дня.

Эта капелла была построена по воле первого христианского короля Сицилии Рожера II в 1143 году. Но, как уже говорилось, этот человек, "независимо от своей принадлежности к христианскому миру, хотел создать самое лучшее, и поэтому для украшения стен он вызвал не романских художников, а византийских мастеров мозаики, для декорации потолка вызвал не христианских плотников, а величайших мусульманских мастеров, и в результате получил шедевр".

Некоторые из мусульманских мастеров, по всей вероятности, были по происхождению из Египта, другие - из Месопотамии и Сирии. Ими были построены потолки собора, как боковые покатые, так и сталактитовые. Живопись на потолке, выполненная темперой на тонком слое штукатурки, представляет образы реального и ирреального миров: играющих на инструментах и пирующих мужчин и женщин; сцены охоты; зверей; растений и монстров.

Сицилия
Как уже было сказано, стены украшались не романскими художниками, а византийскими мастерами мозаики, которые покрыли удивительной вязью прстранства над цоколем, абсиду и купол. Сюжеты из Ветхого и Нового Завета, изображенные в капелле, имели не только художественное, но и идеологическое назначение. И действительно, византийская мозаика ставила перед собой цель воспитать и просветить верующих, открыв перед ними сокровенную тайну христианской веры. Функция живописи и мозаик католических церквей аналогична функции музыки в реформистской церкви: приблизить верующего к Богу. Кроме Палатинской капеллы, в Палермо можно увидеть и другие церкви, украшенные византийской мозаикой. Это Санта Мария дель Аммиральо (Адмиральская), или Марторана, построенная в 1143 году сирийцем Георгием Антиохским, адмиралом Рожера П. Майон из Бари, адмирал Вильгельма I, построил в 1154 году церковь Сан Катальдо. Наружные и внутренние части Палермского собора, построенного в 1185 году на месте бывшей мусульманской мечети, претерпели многочисленные изменения. За перегородкой в правом нефе расположены могилы королей и членов их семей: Рожера II, его дочери Костанцы, императора 1 Германского рейха Генриха IV, сына Костанцы и Генриха, тоже императора и короля Сицилии, Фридриха II.

Чтобы лучше понять величие норманского периода, не надо забывать о том, что Сицилия бьша не только мостом, соединяющим Европу, Азию и Африку, но и центром Средиземноморья в эпоху, когда море значило так много. К тому же до открытия Америки, повернувшего колесо истории к берегам Атлантики, оставалось целых 350 лет. В ряду различных причин, объясняющих богатство и престиж Сицилии этого периода, стоит и ее выгодное географическое положение. Именно благодаря ему, а также норманским королям, Сицилия господствует на западном Средиземноморье, завоевывает часть территории Туниса и идет войной даже на Византию, завоевав и разрушив Салоники. В эпоху норманнов появляется огромное количество религиозных и общественных построек, в том числе и Домский собор в Чефалу, собор в Монреале и другие. Дело в том, что после 250 лет мусульманского господства нужно было вновь христианизировать Сицилию, особенно ее западную часть, а, значит, построить как можно больше христианских храмов.

Согласно легенде, Рожер II, возвращаясь на корабле на Сицилию, попал в сильную бурю. Король дал обет построить церковь во имя Спасителя на том месте, куда будет прибит корабль. 6 августа 1131 года, в праздник Преображения Господня, Рожер II благополучно причалил к сицилийскому берегу в Чефалу. На месте высадки Рожер II построил маленькую часовню и тщательно выбирал место для будущего собора. Сразу за зданием собора резко поднимается огромная скала, особая форма (голова) которой дала название городу. Благодаря такому расположению, собор оказывается связующим звеном между скалой и городом, а визуально выглядит неизмеримо выше соседних зданий.
Сицилия

Строительство имело целью не только заполнить недостаток христианских зданий в мусульманскую эпоху, но и продемонстрировать нерушимое единство политической и религиозной власти. Тем более, что по специальному папскому указу норманские короли, правившие до 1713 года, и последовавшие за ними другие короли и вице-короли получили привилегию быть главой и христианской церкви. Как видно из мозаики церкви Санта Мария дель Аммиральо и Кафедрального собора в Монреале, норманские короли получали корону не от Папы, а от самого Христа. Таким образом, политическую власть норманские короли Сицилии получали непосредственно от Бога, без всякого посредничества и вмешательства папства. Активная деятельность в области строительства являлась, следовательно, для норманской монархии инструментом одновременно религиозным и политическим, и на территории всей Сицилии возводятся сотни святилищ, аббатств, монастырей, обителей, часовень, церквей, соборов и епископских резиденций.

В их число входит также Кафедральный собор в Чефалу, основанный Рожером II в 1131 году. Строительство этого храма преследовало двойную цель: продемонстрировать политико-религиозную власть короля и христианизировать исламизированное в период арабского господства население. Мозаика, украшающая абсиду, свод и пребистерий, восходит к 1148 году.

Здесь над всеми изображениями господствует суровая фигура Христа Избавителя. Шедевром норманской архитектуры считается Собор в Монреале, базилика в форме латинского креста, основанная Вильгельмом II в 1174 году. Стены интерьера, площадью 6.340 кв.м, полностью покрыты мозаичными декорациями.

Здесь также над сценами из Ветхого и Нового завета - с сотворения мира до Деяний апостолов -доминирует фигура Христа Избавителя.

В число пристроек церкви, секуляризированных в Сицилии в 1866 году, входит также примыкающий к основному зданию монастырский двор бенедиктинцев, построенный в 1175 году. Это замечательный образец сотрудничества христианских и мусульманских мастеров, гармоническое соединение двух культур.

"Приглашение в Сицилию", 2003 г

Читайте здесь еще об Италии!

   

 
ВьетнамСпецпредложение
411$ 28042р.Подробнее
ВьетнамНасладись полноценным отдыхом на пляжах Нячанга по ОТЛИЧНОЙ цене. Вылет из Москвы 16.12.18 на 11 дней
Таиланд
501$ 34115р.Подробнее
ТаиландНЕДЕЛЯ отдыха на пляжах колоритной Паттайи в разгар сезона. Вылет из Москвы 29.01.19 на 8 дней
ЕгипетСпецпредложение
429$ 29253р.Подробнее
ЕгипетПолноценный отдых на Красном море по доступной цене. Перелет в Овду. Вылет из Москвы 22.12.18 на 10 дней
БеларусьНовый год
БеларусьЖдешь чего-то необычного от нового года? НОВОГОДНИЙ БАНКЕТ в Минске. Выезд из Мск 30.12.18 на 5 дней
Италия
192€ 14784рПодробнее
ИталияУникальное предложение на экскурсионный тур «Очарование Италии». Дешево. Вылет из Мск 16.01.19 на 8 дней
Таиланд
501$ 34115р.Подробнее
ТаиландНЕДЕЛЯ отдыха на пляжах колоритной Паттайи в разгар сезона. Вылет из Москвы 29.01.19 на 8 дней