О Чехии

Архитектура Праги: готика

Градостроительная ситуация во время правления Карла-IV, Прага при ВАЦЛАВЕ-IV, поздняя готика

Без преувеличения можно сказать, что готика - самое ценное, что в таком количестве и качестве сберегла до наших дней Прага.

Когда Чехия стала постоянным королевством, а было это в самом начале 13 века, Старый Город и Малая Сторона получили статус городов. Преобразование бывших мелких поселений в городские коснулись и Праги. В 1230 Вацлав-1 заложил укрепления, занявшие в Старом Городе площадь в 140 га и завершенные в 1241 году, Малая Сторона также получила новые крепостные стены.

Фортификационные укрепления с башнями в окружной стене и ГОТИЧЕСКИЕ доминанты новых приходских и монастырских церквей внутри города, возвышавшихся своей массой над низкой, максимально двухэтажной светской застройкой, создали НОВУЮ ПАНОРАМУ ПРАГИ, особенность которой – исключительная прелесть контраста вертикалей и горизонталей ее архитектурного организма.

Голодная стена – грандиозный социальный проект Средневековья. Она начиналась как укрепление в 1360 году. Но в 1361 был неурожай, и Карл IV пообещал голодающим, что каждый труженик получит работу и деньги. Он направил тысячи людей на строительство стены, которую с тех пор называют еще Хлебной.

Готика Праги
В противовес монотонности и одноцветности белесых опоковых романских домов и церквей подградья и обоих городищ, представители богатых горожан, стремившиеся противопоставить себя феодалам и самому правителю, создали новый , полностью готический силуэт города, где беловатая опока чередовалась с более темным песчаником и иногда оштукатуренным, но чаще всего, красным кирпичом.

Процесс превращения пражского предградья в готический город завершился в период правления Карла – IV (1346-1378) и его сына Вацлава –IV (1378-1419).

Прага - детище Карла IV

Сын последней представительницы рода Пржемысловичей Элишки и Яна Люксембургского соединял в себе талант прирожденного дипломата, парижское воспитане и широкий кругозор с горячей любовью к родине, унаследованное от матери.

Высокообразованный правитель отличался честолюбием, когда дело касалось культуры, он обладал литературной и художественной фантазией, побуждавшей его реализовать крупнейшие художественные замыслы.

Карл IV был королем Чехии, Германии, Ломбардии, Арелата и единственным императором-чехом по происхождению. Он сделал Чехию центром империи, а Прагу – ее столицей.

Для того, чтобы придать этой функции культурное и художественное значение и выражение, было необходимо немало средств и фантазии; и тем и другим новый правитель реально обладал.

Еще будучи наследником трона, он начал перестройку сгоревшего романского градчанского городища, превратив его в готический замок в полном смысле этого слова. На романских фундаментах был построен новый королевский дворец, образцом которому стал дворец французских королей с капеллой типа Сен-Шапель.

Готика Праги
Одновеменно с провозглашением в 1344г. пражского епископства архиепископством, Карл приказал снести романскую базилику св. Вита, с тем, чтобы на ее месте вознесся ввысь грандиозный готический собор. Для строительства собора был приглашен французский архитектор Матвей Аррасский, после которого строительством руководил молодой Петр Парлерж из Гмюнда (см. рубрику Творцы), представитель самой прогрессивной династии мастеров-строителей Европы того времени.

В 1348 году Карл-IV осуществил мечту своего деда Вацлава-II , основав пражский университет, четвертый в Европе.

Вышеград также был превращен в великолепный готический замок.

В 1344 г. на месте разрушенного Юдитина моста под руководством Парлержа был основан новый каменный мост, получивший впоследствии название Карлова.

Мост начинался Староместской мостовой башней, по сей день считающейся одной из самых прекрасных фортификационно-репрезентативных готических построек в центральной Европе.

Одной из главных заслуг короля-градостроителя является реализация крупнейшего градостроительного плана его эпохи – основание и строительство НОВОГО ГОРОДА Пражского на обширном террасном пространстве, застроенном несколькими деревушками, между Витковым и Вышеградом. Три рынка – Скотный, Конный и Сенной (т.е. нынешние Карлова площадь, Вацлавская и Сеноважная) составляли основу Нового Города. К этой основе присоединялась правильная сеть улиц, чередовавшаяся с комплексами монастырей и церквей с кладбищами. Комплексы и здания культовых построек своей массой продуманно усиливали постепенно поднимающийся рельеф, способствуя ритмичной градации в направлении от Сенного рынка к Вышеграду.

Далее: Малая Сторона была расширена путем присоединения к ней Уезда и обнесения ее т.н. Голодной стеной.

Собор Св. Вита официально посвящен ему, но духовно принадлежит князю Вацлаву Пршемысловичу, которого убил его брат-язычник, Болеслав Жестокий. Говорят, что к дверному кольцу с головой льва, вставленному в северные ворота, Вацлав прикоснулся перед смертью.

Готика Праги. Мала Страна
Таким образом, благодаря основанию Нового Города и расширению Малой Стороны, Прага стала самым крупным городом в Европе и одновременно продуктом продуманной градостроительной концепции, отвечающей и в настоящее время требованиям современного крупного города.

Прага при Вацлаве IV

Карл-IV не дожил до окончания начатого им масштабного строительства Праги вследствие грандиозности планов и объемов строительства. В период правления Карла центр Европы представлял собой огромное строительное поле. В то же время Прага стала культурным центром самых прогрессивных художественных устремлений всевозможных категорий, начиная монументальным архитектурным сооружением и кончая блестящей филигранной ювелирной работой, тончайшими вышивками или декоративным оформлением книг.

Именно на этом сосредоточил внимание преемник Карла-IV ВАЦЛАВ-IV, унаследовавший неблагодарную роль завершителя строительных и художественных начинаний отца. Большинство задач он выполнил, за исключением достройки собора, главного символа временного могущества Праги.

Примерно два десятилетия готического творчества завершились гуситскими войнами. В гуситский период преобладали другие интересы. Город уже при Вацлаве потерял значение центра Европы, став опять лишь столицей государства. Феодалы и церковь были изгнаны, их имуществом завладели горожане с их культурной посредственностью и обыденными интересами. Идеалы простоты и бедности проповедей Гуса были забыты очень скоро. Идеалами горожан стало богатство, олицетворявшееся драгоценным металлом и камнями, забыты скульптура, живопись и другие духовные ценности.

Несмотря на хозяйственную и строительную стагнацию Прага и после 1434 г. относилась к самым великолепным городам Европы.

Поздняя готика

Новый подъем строительного уровня Праги происходит в период правления ягеллонской династии, восхищавшейся славным прошлым королей.

В 1483 году Владислав, 12 лет временно живший в королевском дворце неподалеку от пороховой башни (см. рубрику «Муниципальный дом») в целях собственной безопасности, т.е. опасаясь изменчивого настроения жителей Старого города, снова перенес королевскую резиденцию в Пражский Град. И, несмотря на то, что, получив титул короля венгерского, он сменил Прагу на Будапешт, по его приказу архитектор Бенедикт Рид из Пестова начал перестройку королевского дворца Пражского Града.

У входа во внутренний дворик костела Девы Марии Снежной с 1715 года стоят статуи святого Яна Непомуцкого и Петра Алкантарского. Внутри костела интересны 10 скульптур францисканских святых и оловянная купель 1459 года. Выделяется своими размерами алтарь эпохи барокко — самый большой в Праге.

Готика Праги. Пражский Град
Наряду с конструктивной смелостью, проявившейся в решении сводов огромного Владиславского зала, здесь уже видно стремление к обновлению античных форм, первому проявлению ренессансной эстетики на север от Альп. Пример Рида нашел кое-где отклик в подградье, однако в те времена больше симпатизировали вычурному позднеготическому натурализму Матиаша Райсека (его работа - Пороховая башня).

Основные памятники готической архитектуры в Праге

Староместская мостовая башня
• Тынсакий костел
• Королевский дворец с Владиславским залом и конными статуями
• Северные укрепления Града: Пороховая башня Мигулка, Белая башня, Далиборка
Карлов мост с мостовыми башнями
Староместская ратуша
• Дом «У каменного колокола (звону)
• Тын (Унгельт)
• Пороховая воротная башня
• Готическое ядро Каролинума
• Новоместская ратуша
• Остатки новоместских укреплений на Карлове
• «Голодная» (гладова) стена

Готические костелы и монастыри Праги

Готика Праги. Собор Святого Витта
• Кафедральный собор св. Вита
• Святой Томаш с бывшим монастырем ордена августинцев
• Костел Девы Марии под цепью при бывшем монастыре иоганитов
• Cтаронова синагога
• Костел св. Духа
• Костел св. Гаштала
• Костел св. Климента
• Костел св. Петра
• Костел св. Якуба при монастыре ордена миноритов
• Костел Девы Марии пред Тыном
• Костел св. Гавла
• Костел св. Ильи
• Бетлемская капелла
• Костел св. Анны при монастыре доминиканок
• Костел св. Мартина в стене
• Костел Девы Марии Снежной при францисканском монастыре
• Костел св. Йиндржиха
• Костел св. Михала в Опатовицих
• Костел св. Войтеха в Йирхаржих
• Костел св. Вацлава на Здеразе
• Костел Девы Марии при монастыре славянских бенедиктинцев (на Славянах - Эмаузы)
• Костел св. Степана (Штепана)
• Башня костела св. Катерины
• Костел св. Апполинария
• Костел Девы Марии при монастыре сервитов на Слупи
• Костел Девы Марии и св. Карла Великого при монастыре августинов на Карлове
• Костел св. Петра и Павла на Вышеграде

Перечень взят из книги «Пражская архитектура» (Известные постройки одиннадцати столетий) Авторы: Я.Станькова, О.Штурза, С.Водера

ГОТИКА, возникновение стиля, строительные материалы, характеристика стиля, типы сооружений

Готика завершает эпоху средневековья. Новый архитектурный стиль получил насмешливое наименование, выдуманное в XV в итальянской художественной критикой для обозначения творческого стиля, возникшего за пределами Италии. Итальянцы выразили таким образом свое отношение к казавшейся им варварской архитектуре Западной и Средней Европы (готы – германские племена, варвары). В действительности стиль (точнее новые элементы зарождающегося стиля) возник в Северной Франции в первой половине 12 века, где получил более точное название «Style ogivat» (стиль стрельчатый). Именно из Франции новое понимание архитектурного творчества уже в 12 в. распространяется в Англию, поздней – в Германию, Италию и Испанию.

В Чехии ранняя готика появляется около 1230 г.

Известно, что готика возникла в процессе развития романской архитектуры, но в противоположность ей и последующей архитектуре ренессанса, барокко и классицизма, - это единственный стиль, создавший совершенно своеобразную систему форм и новое понимание организации пространства и объемной композиции.

Стройматериалы и конструкции

Наряду с деревом и кирпичом, основным, наиболее характерным для готики материалом, стал камень -отесанный и бутовый. Кладка из бутового камня, как правило, особенно в интерьерах, оштукатуривалась. В Чехии в основном использовался песчаник, иногда гранит и керамика - профилированный обожженый кирпич различных форм, чаще всего для интерьеров.

Камень в готической архитектуре применялся как для создания конструкции, так и для декоративного убранства. Одновременно с возведением здания выполнялись работы по отделке его сложным и богатым декором.

Если античные мастера для возведения колоссальных сооружений тщательно обрабатывали огромные каменные блоки,то готические строители работали с камнем иначе.

Средневековые каменотесы со своим необычайным воображением и статическим чутьем смело конструируют большие по площади и высоте здания, которые в процессе развития готики становятся максимально облегченными, превращаясь по существу в каркасные сооружения. При этом используются относительно небольшие обработанные камни. Эта каркасная система и ее чрезвычайно важная составная часть – ребристый свод и составляют существо готического строительного искусства.

Ребристые своды, возведенные местными мастерами из мелкозернистого известняка, были легкими и прочными. Ребра делались из клинообразных камней. На пересечении ребер в верхней точке размещался четырехсторонний «замок». При использовании легких материалов, например мела и известняка, толщина свода и при больших пролетах была относительно невелика - 30 - 40 см.

Готический свод намного совершеннее, чем массивный и тяжелый романский. В системе свода происходит четкое разделение усилий на ребра и полотно - распалубку. В развитии крестового свода наиболее старым элементом является распалубка. Ребро на пересечении поверхностей сводов появилось позднее, что в результате полностью изменило сущность сводчатого перекрытия.

Кроме того, внешние части построек конструировались так, чтобы отток дождевой воды происходил как можно быстрей и вода уходила как можно дальше от постройки.

Характерные черты стиля

Характерными чертами стиля готика являются вертикальность композиции, стрельчатая ярка, сложная каркасная система опор и ребристый свод.

Преимущество использования ребер заключается в том, что свод может быть больше, поскольку уменьшаются возникающие от него нагрузки. Погашение этих нагрузок системой контрфорсов позволило сделать более тонкими и стены. Стремление максимально уменьшить массивность сооружения привело к тому, что в результате введения каркаса стена перестала быть несущим элементом и стала всего лишь заполнением между несущими пилонами.

Массивная каменная кладка свода в раннем средневековье сменилась ажурными каменными конструкциями, чьи подчеркнуто вертикальные опоры и колонны переносят собранные в пучок статические нагрузки на фундаменты. Каменные кружева до сих пор поражают и восхищают филигранным мастерством.

Таким образом совершенно естественно возникает синтез архитектуры и прикладного искусства.

Осветление

Оконные проемы в храмах делались большими, точнее, высокими, что создавало возможность пропускать как можно больше света. Затем окна следовало застеклить. В те времена еще не умели изготовлять листовое стекло, поэтому небольшие куски стекла обкладывались свинцовыми рамками, из которых собирали целое. Поскольку свинцовая сетка была несколько гибкой, ее укрепляли через 60-80 см вертикальными ребрами жесткости. Куски стекол могли быть цветными, из них стали складывать картины. Так возник витраж, характерный элемент стиля.

Распространение

Если разнообразная в своих проявлениях романская архитектура отдельных областей Европы развивалась различными путями, новые возможности готического стиля определяются одной школой, откуда новые творческие идеи с помощью монашеских орденов цистерцианцев и доминиканцев и работающих на них строительных артелей распространяются во все доступные области.

Типы сооружений

Развитие городов привело к возникновению новых типов сооружений. Кроме обязательных культовых построек и жилых домов, на рыночной площади появились здания ратуши, цехов и гильдий, требовались здания для торговли мясом и мануфактурой, склады и торговые дома. Возводились арсеналы, строительные дворы, школы и больницы. Но прежде всего горожане защищали себя и свое имущество от конкурирующих соседей и нападений феодалов, строя вокруг города стены и башни.

Города и поселения строятся по планам, многие из которых дошли до наших дней.

Читайте здесь еще о Чехии!

   

Комментарии:


 
РоссияМайские
РоссияСеребряный маршрут на экскурсионном поезде с посещением Пушкинских гор. Выезд из Москвы 08.05.24 на 4 дня
ОАЭМайские
395$ 37956рПодробнее
ОАЭДубай. Короткая восточная СКАЗКА в Персидском заливе. Комфортный отдых. Вылет из Мск 27.04.24 на 6 дней
РоссияЭто круто!
РоссияРусская Прибалтика. Сосны, дюны, марципаны и янтарь. Дорогами Янтарного края Выезд из Москвы 29.05.24 на 6 дней
КубаГорящий тур
850$ 81719рПодробнее
КубаВАРАДЕРО. Продолжительный отдых на Карибах со вкусом РОМА и в ритмах РУМБЫ. Вылет из Москвы 29.04.24 на 15 дней
РоссияСпецпредложение
РоссияСоверши КАРЕЛЬСКУЮ кругосветку. Выезд на экскурсионном автобусе из Москвы 06.06.24 на 5 дней
Индонезия
1023$ 98409р.Подробнее
ИндонезияБАЛИ. Отдохни на роскошных песчаных пляжах. Погрузись в нирвану. Вылет из Москвы 22.05.24 на 13 дней