О Хорватии

Отдых в Хорватии. Рассказ о путешествие в сказку: Хорватия, Венеция, Питер.

Рассказ моей спутницы Татьяны.

Отпуск прошел - о продолжение остается только мечтать! Впечатлений масса. Хочется поделиться. Мысли путаются, времени, как всегда, не хватает. Хочется рассказать о многом, но сомневаюсь, что из этого получится что-то путное, ибо со времени отпуска прошло уже больше месяца, и некогда яркие впечатления начали притупляться, как болотце начинает затягиваться ряской спустя время после брошенного в него камня.

Хорватия. Путешествие в сказку.

Итак, летний отпуск 2004 года был проведен в Хорватии. Хорватия... Пожалуй, такое начало немного напоминает школьное сочинение на тему "Как я провел лето", но ничего иного мне в голову не могу придумать. Надо заметить, что Венеция - моя "голубая мечта" с детства. Когда-то, лет 15 тому назад, я увидела фильм об этом удивительном городе, и с тех пор на вопрос "Куда бы я хотела съездить?" неизменно ответ был - в Венецию. Думаю, теперь понятно, почему нежелание влезать в долги было побеждено возможностью осуществления мечты. Ну, да ладно. Сначала - про Хорватию.

Хорватия. Пореч.

О том, что Хорватия мне понравилась, стало понятно еще в самолете, глядя на многочисленные зеленые острова и изрезанный множеством заливов берег. В 10-30 по местному хорватскому времени (с московским разница в минус 1 час) мы приземлились в аэропорту г. Пула. Пока прошли регистрацию (почти мгновенно), пока ожидали наш багаж (целую вечность), пока сидели в автобусе и ждали, когда все соберутся, пока развозили всех по отелям (наш, почему-то оказался "самым" последним...как всегда).

В этот первый день приезда в Хорватию мы только изучали местность неподалеку. Наш отель - Пареньтиум*** - располагался на отдельном небольшом зеленом полуострове...я бы сказал полуостровке. Все остальные (кроме Дельфина, который совсем не понравился) были понатыканы друг рядом с другом. Мы планировалось купить путевку в другой отель, но там не было мест, и хорошо, наш отель оказался гораздо лучше. Номер был с балконом и видом на море. Повезло, возможность видеть с балкона море была далеко не у всех обитателей отеля.

Хорватия. Разрушенные веками стены.

На следующий день, после завтрака, направились в

Пореч. До города шли пешком по берегу моря. В ксерах из каталогов про Хорватию, взятых у туроператора, сказано, что до города 6 км. Не знаю, как мерили: по берегу моря, по шоссе или "на глаз", - пожалуй, все же первое, т.к. мы на дорогу тратили около часа, а, как известно, средняя скорость человека около 5 км/ч, значит, наша скорость было несколько выше средней. Но на нас не ровняться - все-таки у нормального человека скорость на отдыхе гараздо ниже, чем у среднестатистического. :) Но в этот первый раз мы шли долго, часа два. Часто останавливались, чтобы сфотографировать(/ся), посмотреть на красивый вид, открывающийся на город, понаблюдать за белками (ударение на первый слог :-), и просто подышать приятным сосновым воздухом. На протяжении всего пути нам встречались отели, думаю, чем ближе к городу, тем проживание в них дороже.

Хорватия. Рассказ о впечатлениях.

К городу мы подошли со стороны причала для яхт, и он не произвел на меня никакого впечатления - обычные дома, не очень старые, в 2-3 этажа, утешало то, что издалека я видела нечто более интересное. Пореч - древний город, основанный около 2000 лет тому назад. Мы обошли залив с яхтами и свернули вглубь полуострова. Тут я поняла, насколько первое впечатление было обманчиво, моим глазам предстали старинные каменные дома и мостовая, мощенная белым камнем. Камни большие, до 30-40 см. в диагонали и совершенно гладкие, блестящие. Времени было часов 10-11, народу совсем мало, и мы с удовольствием побродили по городу. Центральная - старинная часть города - занимает полуостров, сильно вдающийся в море. В этой части города две основные улицы, пересекающие друг друга и образующие крест; мостовая здесь на 40 см. ниже ныне существующей. Город небольшой, его весь можно обойти минут за 20, конечно, с учетом того, что мы бродили только в "старом" городе.

В Пореч мы ходили, или ездили на паровозике много раз и утром и вечером, но больше всего мне понравился наш первый поход, потому что народу было немного и город казался полусонным, загадочным. Во время одного из таких визитов мы брали напрокат велосипеды. Как я уже говорила, мостовая из гладкого камня, к тому же покатая - в центре выше, по краям ниже. Ехать было очень неудобно. Я несколько раз чуть не упала с велосипеда - потому что скользко, особенно при повороте было неприятно. К тому же, я боялась сбить пешеходов, потому, что народу было много, а улочки довольно узкие. Так что, я не стала мучаться, и пошла пешком. Хорошо можно покататься, только отъехав от центра города, но там другая проблема - оживленное движение, не как в Москве, конечно, но все равно не расслабишься. Хотя, не смотря на это, у меня была неожиданная встреча, из ворот выскочила, как мне сначала показалась собака, но потом посмотрев вдаль удаляющемуся животному, я заметила длинные уши и прочие отличительные черты зайца (не кролика, а именно зайца). В общем, кататься по городу было не очень интересно, смотришь больше на дорогу, а не по сторонам, да и час, на который мы брали велосипеды, пролетел как-то удивительно быстро. Странная вещь - время: то тянется бесконечно долго, а то пролетает, как одно мгновение.

Я позавидовала обитателям кемпингов, которые приехали в Хорватию с прицепом-дачей, и, как правило, велосипедами. Это, по-моему очень удобно (я в данном случае говорю о своем велике на отдыхе, о кемпинге - потом), преодолеваешь расстояние гораздо большее и за меньшее время, чем можно пройти пешком. Где интересно - остановился, посмотрел, походил, пофотографировался, потом сел, дальше поехал. Не надо постоянно смотреть на часы и думать, что пора отдавать взятый на прокат велик. Теперь по поводу кемпинга: он располагался недалеко от нашего отеля, территория не маленькая, каждому отведен довольно большой участок. Мне это также кажется удобным и интересным видом туризма - не надо сидеть на одном месте, можно многое, и гораздо большее, чем живя в отеле, увидеть и посетить. Минус, наверно, только в том, что в отеле, безусловно, комфортнее.

Думаю, теперь настал черед поговорить и об экскурсиях. Изучая проспекты турфирмы по Хорватии, мы еще в Москве решили, что поедем, разумеется, в Венецию, и еще на Плитвицкие озера.

Полный фотоотчет по Хорватии смотрите на странице "Хорватия. Фото природы, впечатления от отдыха." (www.a-nikishin.ru/zametki.shtml?dir=/2004.09.00-HORVATIA-2004)

Заповедник "Плитвицкие озера".

Нашей первой экскурсией оказалась поездка на озера. Ехали туда очень долго. Выехав в 7 утра на озера, приехали только около трех дня. Правда, за это время мы несколько раз останавливались: на обед, на дегустацию меда и сыра, и на прочие - технические - перерывы. На дегустации мы приобрели сыр, очень вкусный, копченый и острый, один минус в том, что немного крошился. Если кто поедет - сыр рекомендую купить. Насчет меда, не знаю, кому что нравится, для меня мед слишком сладкий. Разумеется, я пробовала его и один из сортов (всего было сортов пять меда) мне даже понравился, но покупать не стала - все равно не съем.

Хорватия. Плитвицкие озера. Отдых с впечатлениями.

Что-то я отвлеклась от главной темы повествования на вопрос еды. Видимо, проголодалась. Да время и вправду обеденное, но лучше не буду отвлекаться, а то вдохновение улетучится.

Итак, Плитвицкие озера представляют собой каскад из 16 озер, соединенных между собой многочисленными водопадами. Умные люди говорят, что 92, поверю им на слово, ибо сама не пересчитывала. На территории заповедника запрещено разводить костры, ловить рыбу, рвать цветы и многое другое в этом же роде, поэтому все очень чисто, красиво и первозданно. Близость воды обусловила бурный рост растительности. Туристические маршруты проходят прямо над озерами и небольшими водопадами - проложены мостики и деревянные настилы. Благодаря этому постоянно находишься в гуще событий. Вода совершенно прозрачная и какого-то неестественного цвета.

Рыбы в озерах столько, что протяни руку, и без труда поймаешь. Наверное, всю эту красоту описать словами невозможно - надо видеть. Всего на озерах мы были 3 часа. Этого времени очень мало - только остановишься что-нибудь сфотографировать, тут же отстаешь от группы, и приходится догонять. Около озер расположена гостиница с одноименным названием - "Озеро" - на неделю я бы туда не поехала, но дня 2-3 побыла бы с удовольствием. Думаю, этого времени хватило бы, чтобы все неспешно осмотреть, погулять, насладиться действительно уникальным и очень красивым местом. На территории заповедника есть пещера, экскурсовод нам раз 20 повторила, чтобы мы туда ни в коем случае не заходили, иначе отстанем от группы. Я обожаю всякие пещеры, подземные ходы и тому подобные вещи, кто бы знал, как мне хотелось туда залезть, несмотря на предупреждение. От этого поступка меня спасла только боязнь остаться одной в незнакомом месте без знания языка. А, вообще-то, Хорватский и Русский языки похожи. Если читать вывески, то кажется, что это русские слова (ну, несколько искаженные, но смысл понять, как правило, можно) написанные латинскими буквами - что-то типа SMSок получается. Когда слышишь речь, дела обстоят несколько хуже, но и тут, улавливая отдельные слова, можно понять общий смысл сказанного. Возвращаясь к поездке, остается отметить, что, несмотря на очень длинный путь (мы вернулись около часа ночи), туда стоит съездить.

Интересные фоторакурсы ищите на странице "Хорватия. Заповедник "Плитвицкие озера" в фотографиях. Картинки живой природы!" по этой ссылке.

Венеция.

Венеция. Отдых с впечатлениями.

Теперь о Венеции. Венеция - моя мечта. Моя мечта сбылась 26 августа 2004г. Чтобы поехать в Венецию из Хорватии, визы не надо, но требуется ксерокопия кучи документов. Об этом много написано, так что не буду говорить долго, скажу только, что раньше всех этих бумаг не требовалось, но после того, как граждане СНГ целыми семьями стали оседать в Венеции, итальянцы решили себя обезопасить от непрошеных рассиских гостей. Кстати, туда не пускают детей моложе 14 лет, именно по этой причине.

Венецию от Хорватии отделяют 2-2,5 часа плавания на корабле. За это время нам рассказали о возможных экскурсиях, и мы смогли приобрести билеты на те из них, которые нас заинтересовали. Если покупать все, а это: гондолы, такси, музей муранского стекла и обед, то свободного времени остается минут 30-40. Так как все наше пребывание в Венеции сводилось к пяти часам, что в общем-то мало для изучения города и музеев, мы решили купить только билет на гондолы. Без гондол - никак! Гондолы - это что-то именно только венецианское, самобытное, а без всего остального можно обойтись, тем увеличив время на изучения города с его архитектурой.

Сойдя с корабля, мы прошли паспортный контроль, и вслед за экскурсоводом добрались до Площади Святого Марка. Там послушали небольшую экскурсию о Венеции, из которой, в частности, узнали, что город стоит на 118 островах, разделенных многочисленными каналами. Для постройки домов острова укрепляли с помощью бревен, которые похищали из Истрии. Еще узнали, что площадь, на которой мы стояли раньше, тоже была каналом, который впоследствии засыпали, и теперь весной и осенью - когда поднимается уровень воды - ее заливает настолько сильно, что можно плавать на лодке; а в расположенных вокруг площади магазинчиках стелят настилы, чтобы люди могли нормально передвигаться, и весь товар с нижних полок переносят на верхние.

Венеция. Отдых с впечатлениями.

А теперь отвечу на вопрос, который задавали мне все мои знакомые: "действительно ли в Венеции от воды идет неприятный запах?". Так вот, несмотря на то, что я была там в конце августа, ничего подобного мой нос не учуял. Я не говорю, что все это не правда, возможно, позднее будет цвести вода и действительно будет стоять вонь, но нам повезло, и воздух был вполне пригоден для дыхания. Еще я слышала, что из-за обилия воды воздух очень тяжелый и влажный, и если еще и солнечный жаркий день, то будет очень тяжело ходить. Так вот, с погодой нам повезло - она была теплой и солнечной, но, несмотря на это, я не устала и даже не заметила, как пролетели эти пять часов, мне кажется, я еще столько же смогла прогулять. Хотя, возможно, прилив сил у меня был из-за эйфории того, что я в Венеции - городе моей мечты.

Ну, с отступлением закончу, начну все по порядку. После вводной экскурсии мы отправились гулять по городу. У нас было два часа до поездки на гондолах.

Очень узкие улочки, невысокие дома с магазинами на первом этаже, кругом каналы и мосты через них - таким увидела я этот город. Мне особенно запомнилась одна из улиц: интересно, что второй этаж домов расположенных на ней выступает над первым, по-моему, там запросто можно перейти из одного дома в другой, не выходя на улицу.

Венеция. Отдых с впечатлениями.

У нас была небольшая карта города из путеводителя, но, если бы не многочисленные указатели того, в какой стороне находится та или иная площадь, думаю, мы бы заблудились. Однако, мы, все-таки не потерялись, и на экскурсию на гондолах прибыли вовремя. В гондолу помещается 6 человек. Сначала сажают назад, потом по бокам и в последнюю очередь на нос. Гондольер стоит сзади. Все гондолы черного цвета еще с того времени, когда в Венеции была чума, и по приказу, в знак траура все гондолы были перекрашены в черный цвет. На гондолах по каналам мы плавали минут сорок. Было интересно, но мне постоянно казалось, что одно неловкое движение, и мы перевернемся или столкнемся с другой гондолой. В Венеции очень много туристов, соответственно, и желающих покататься на гондолах тоже полно. Интересно было наблюдать, как гондольеры отталкиваются от зданий ногой. В некоторые домах есть возможность проникнуть прямо с воды, понятное дело, все такие "ходы" закрыты воротами, в большинстве своем подгнившими снизу. Углы некоторых домов огорожены столбами с прибитыми жердями, полагаю, это для того чтобы гондолы не портили старые строения. По краям "Гранд канала" установлены волнорезы, и кораблям запрещается движение со скоростью более 10 узлов в час. Как нам сказала экскурсовод, большие волны наносят непоправимый урон венецианским зданиям.

После экскурсии мы решили подкрепиться. В Венеции очень много различных ресторанчиков, но мы в них не ели - время экономили, мы ограничились пиццей и персиками. Фрукты купили у уличного торговца на одной из площадей, интересно, что на площади находилась колонка, и мы смогли вымыть фрукты. А по поводу ресторанов нас предупредили, что в меню может стоять одна цена, а счет тебе принесут на сумму, в несколько раз большую, и это не воровство, внизу меню мелкими булками приписана стоимость обслуживания и всякие другие поборы, так что без знания итальянского языка можно "попасть на деньги".

Как известно, Венеция славится своими карнавалами, поэтому характерным сувениром являются маски, которые в изобилии придаются на каждом шагу. На одной из улиц города мы видела мима. Мне никогда не доводилось наблюдать в жестах и мимике человека столько ясно читающихся эмоций и действий. Это было на тему карнавала, а теперь вернусь к сувенирам. Я собираю коллекцию кошек, и, разумеется, не удержалась от приобретения маски кошки, Алексей, тоже для пополнения коллекции, купил маску свиньи. Замечу, что выбор кошек был гораздо богаче по размеру и "окрасу". Я остановила свой выбор на маске красной с золотым и вставкой (ромбик на лбу и между ушками) из нотной тетради. А вот со свиньями дела обстояли гораздо хуже. Во всех магазинах, которые мы посетили, был только один типоразмер свиней.

Венеция. Отдых с впечатлениями.

Кто был в Венеции белее длительное время, нежели мы, говорят, что стоит посетить Дворец Дожей на Площади Святого Марка, но из-за нехватки времени мы туда не попали. Очень хочется верить, что эта поездка в Венецию была первой, но не последней.

К сожалению, пять часов нашего пребывания в Венеции пролетели очень быстро, и мы, снова пройдя таможню, на том же корабле вернулись обратно. Интересно, что туда мы плыли 2,5 часа, а обратно около двух.

Вернувшись в отель, я была в таком приподнятом настроении, мне так хотелось поделиться своим счастьем с близкими, что я позвонила сестре домой и рассказала о том, что сегодня сбылась моя мечта детства, в осуществлении которой я, честно говоря, особо не верила (вообще-то, из экономии денежных средств, я никогда не звонила, только отправляла SMSки).

А на следующий день после поездки в Венецию у нас была плохая погода. Нет, солнце светило по-прежнему все также ярко, но на море был шторм, и дул очень сильный ветер. Разумеется мы в этот день ездили в Пореч, но оказались не оригинальны, туда же отправились многочисленные туристы близлежащих отелей, так что, народу было полно. Раз уж погода подкачала, и мы оказались в городе, я решила купить сувениры своим близким. Мой выбор остановился на следующем: маме - кованый подсвечник в виде улитки; папе - рыбку из мелких ракушек; сестре - кораблик, сам который сделан из камня, а паруса из разноцветного стекла. На этом мои деньги закончились, и друзей, к сожалению, пришлось оставить без подарков.

Вообще-то, в этот день мы хотели не по Поречу гулять, а поехать в Ровень, но с этим вышел облом. Дело в том, что автобусы туда ходят очень редко, один в 9-15 утра (на него мы опоздали), а следующий только в три дня. Если бы мы поехали на втором, то обратно смогли вернуться только в десять вечера, и тогда опоздали бы на ужин, а этого нам не хотелось.

В последний день нашего пребывания в Хорватии мы решили, наконец-то, покупаться и позагорать, благо, погода нормализовалась - шторм закончился и ветер стих.

Венеция. Отдых с впечатлениями.

Другие интересные фотографии смотрите на странице "Отдых в Венеции! Венеция в фотографиях. Каналы, гондолы и голуби повсюду." по этой ссылке. (www.a-nikishin.ru/zametki.shtml?dir=/2004.09.00--VINECIA-2004)

Эта неделя пребывания в Хорватии прошла как один день, мне ужасно не хотелось возвращаться домой. Это была моя третья поездка за границу (была еще в Египте и Турции), так вот, Хорватия мне понравилась в значительной степени больше. Я не люблю сидеть на одном месте - есть, пить и загорать, мне нравится ездить, я люблю посещать новые города, мне нравится получать впечатления. А загар все равно будет обеспечен, ведь, когда длительное время находишься под солнцем, загораешь, и при этом не важно, лежишь на пляже, или ходишь. В общем, всем тем, кто любит активный отдых, рекомендую Хорватию. Остается только сказать, что 29 августа мы благополучно приземлились в аэропорту Шереметьево, и на этом закончилась первая часть нашего отпуска.

Питер.

Вторая же часть отпуска началась 01 сентября - мы поехали в Питер. Город нас встретил неприветливо: дохлая мышь в номере, бутерброд с несвежей рыбой в буфете гостиницы, дождь на улице - вот неполный перечень того, с чего началось наше пребывание в городе Петра. По счастью, дальше все пошло нормально. В Питере мы уже не в первый раз, так что, есть свои любимые места. Но так как более чем на три дня мы никогда не ездили, то и неизведанных мест предостаточно. В первый день мы поехали как раз в новое место - Гатчину.

Питер глазами москвича.

В Гатчину мы ехали около часа на электричке. Там находятся дворец и парк с несколькими довольно крупными озерами. Красиво, но очень запущено: дворец с выбитыми стеклами, облупившейся краской и растущими на фасаде деревьями, в прудах грязная вода, о туалете вообще молчу, ближе, чем метра на три подойти не возможно. В общем, после ухоженной, чистой Хорватии впечатление унылое, еще и мелкий противный дождик не улучшал настроение. Находясь в таких местах, мне всегда вспоминается рассказ Кира Булычева "Конец Атлантиды". В книге некогда могущественная цивилизация пришла в упадок, а тут величественные дворец и парк приходит в упадок.

Где-то в парке должна быть пещера, но в путеводителе мы прочитали, что там холодно, а так как было и так не жарко, я не настаивала на их осмотре. Еще может быть, если бы я увидела их, то не удержалась и зашла, а искать специально не хотелось. Я вообще очень не люблю осадки в любом их проявлении, прогулки в дождь или снег не доставляют мне удовольствия, возможно, если бы погода была солнечной, мои впечатления о Гатчине небыли бы столь мрачными. Вообще удивительно, как солнце влияет на человека. В "теплых странах" люди, по-моему, жизнерадостней и веселей, их речь быстрее, чем у жителей северных районов. Вот и я, когда тепло - готова к любым действиям (конечно, в пределах разумного), а когда холодно - меня из дома не вытащишь. Возвращаясь к Гатчине, конечно, следует отметить и положительные моменты, самый яркий из которых - это белки. Разумеется, я не раз видела белок в различных парках Москвы, но чтобы они ели с рук - впервые.

Питер глазами москвича. Дождь.

Во второй день мы поехали в Петергоф. В отличие от Гатчины, тут все красиво, все ухожено, все блестит и сияет, много туристов, в том числе и иностранных. Погода была хорошая, и мы с удовольствием погуляли. Рассказывать о многочисленных фонтанах и прочих достопримечательностях, пожалуй, не буду. Питер - не Хорватия, тут каждый может побывать и увидеть все собственными глазами. Хотя, возможно, для жителей отдаленных городов России и Питер - заграница, но не даром москвичей обвиняют в том, что для них кроме Москвы ничего больше не существует, и я не исключение. Нет, конечно, мы знаем множество других городов, но все меряем по своим московским меркам, поэтому для меня Питер - это всего 600 км пути и 700 р. на билет в обе стороны.

Оба вечера после поездок в Гатчину и Петергоф мы гуляли по улицам города.

О Питере на этом, пожалуй, закончу и приступлю к самой неприятной части - сравнении двух Венеций.

Неприятным я это назвала потому, что мне довольно сложно сравнивать города вообще. По архитектуре города совершенно разные, Питеру 300 лет, а Венеции - в несколько раз больше, поэтому говорить об одном архитектурном стиле невозможно. Попытаться сравнить узкие улочки Венеции с питерскими проспектами - вообще становится смешно. По наличию каналов - да, пожалуй, тоже нет. Ну да, есть в Питере каналы, и мы даже во время одной из поездок катались по ним на катере, но у питерских каналов гранитные берега, а в Венеции дома "растут" прямо из воды. Я читала, что в Питере на Васильевском острове пытались "повторить" Венецию и вырыть каналы, там даже до сих пор улицы называются "линиями", и с одной стороны улицы линия имеет один номер, а с другой иной. Но ведь этих каналов нет, хотя если бы и были, по-моему, это выглядело бы бутафорно.

Мне кажется, можно сравнивать только города возникшие в 60-90 года нашего времени, вот это действительно похоже: кругом одинаковые коробки различной высоты. Все же остальные города сравнивать неверно. Город может нравиться или нет. Конечно, некоторые старые города, построенные в один период времени, могут быть чем-то похожи в архитектурном плане, но сравнивать такие города как Венеция и Питер, по-моему, нельзя. Называть Питер "Северной Венецией", на мой взгляд, просто оскорбительно. Оба города запоминающиеся, очень красивы, интересны и самобытны, но каждый по-своему. Наверное, со мной многие не согласятся, будут говорить, что я ничего не понимаю, но как гласит известная поговорка: "сколько людей, столько и мнений", и я высказала свое.

Ну вот, пожалуй, и все, что я хотела сказать на заданную тему о моем прекрасно проведенном отпуске.

Татьяна Грачева (06.10.2004)

Читайте здесь еще о Хорватии!