О Китае

Путешествие по Поднебесной. Часть 2.

День 5 (Эмейшан)

Подъем в 04.15, в 04.30 уже на станции, как не трудно догадаться там нас ждала очередная бодрая китайская очередь, при этом самыми активными темпами шла погрузка, автобусы уходили в сторону канаток каждые 3 минуты, в 04.40 мы уже были в автобусе и выехали. Вообще несколько удивила дезинформация со стороны кассиров на станции, автобус в 05.00 никак не был первым, по дороге вспомнили немцев, они наверняка припрутся на станцию вовремя, именно так и получилось. Водитель автобуса наверно готовился к гонкам серии "Формула 1", несся по серпантину цепляя закрылками асфальт и выкручивая дизельный мотор донельзя, приближая его кончину, впрочем, ему это было не так интересно-скорость важнее. На горе выгрузились около 06.15, дальше шел короткий 20 минутный подъем от остановки автобусов до станции канатной дороги. По пути случился восход солнца, к сожалению мы не успели оказаться на вершине к восходу, как планировали, но, по сравнению с предстоящей засадой на канатке, это уже ничего не значило. Как не трудно догадаться, когда мы вывалились на площадь перед канатной станцией первое что мы увидели была очередная китайская очередь, судя по ее размерам казалось что китайцев завозили на гору всю ночь, их там было невероятно много, в обозначенное время работала только одна линия с двумя вагонами, подозреваю, что в лучшие времена еще включают дальнюю кресельную линию, но наш день точно не был лучшим. Стоять в очереди было крайне обидно, т.к. большинству китайцев хотелось просто скататься на вершину, повтыкать по сторонам и свалить обратно, а нам предстоял долгий спуск ногами и времени на очередь не было вообще, а забить на канатку и идти ногами на вершину это было минус два часа, прикинув расстояние и наши силы мы исключили этот вариант. Испытав небольшие трения снова разделились, двое встали в очередь, двое отправились осмотреть обстановку, пробиться к вагонам было не реально, последний этап очереди проходил внутри закрытого помещения, набитого военными, решили вклиниваться вне очереди как можно ближе ко входу в здание, вклинились почти у самых дверей, тем самым сократили очередь на две трети, внутри отстояли еще минут 30 и на вершине оказались в 7.40 утра.

• автобус до эмейшан

Вообще, в этих частях своего опыта, где мы имели экстрим с очередями ничего приятного не наблюдалось, это из серии, когда идти по головам не хочется, но не идти нельзя. Я пойму всех тех кто скажет, что наше поведение было верхом невоспитанности, но к моему глубочайшему сожалению у нас не было запланировано достаточное количество свободного времени, чтобы смиренно принять все тяготы китайской реальности. Опять же в среде Китайского Народа методы деликатного (культурно-западно-европейского) ожидания не понимаются в принципе. Я не горжусь своими способностями решать проблемы грубо и жестко, но иногда это единственный способ добиться нужного результата в условиях, когда среда никак не регламентирует подобные случаи в виду их крайней редкости. Я не хочу сказать, что белые обезъяны чем-то привелегированнее не белых, я хочу сказать, что мы не в равных правах изначально, кто-то крикнул по китайски какую-то тарабарщину и пол толпы с конца куда-то ломанулась, вдоль очереди прошел мужик и что-то проорал, очередь заголдела и часть народа ушла с мужиком, это возможности, но мы лишены их ввиду не знания китайского, билеты по словам местных гидов для иностранцев стоят в разы дороже, чем для китайцев, и гиды любезно берутся исполнить роль посредников и купить билеты как для китайцев за сумму меньше, чем нам показывают в кассе, информация не проверяемая в тех ситуациях где мы имели такой опыт все цены на окне касс были иероглифами, возможно это было так возможно нет, но предполагалось, что платя цену выше, этим мы в каком-то смысле выкупаем право не делить местные приколы с местной публикой, именно так эта проблема решается в других азиатских странах, где для белых своя касса, своя цена и своя очередь, плати и иди, какие проблемы? Если быть честнее, то мы просто вспомнили Деские Годы в СССР и применили знания (как обойти очередь и т.д.) полученные в стране, которая очень напоминает нынешний Китай по Массовости Коллективного Сознания и ограниченности во многих вопросах. К сожалению по этой же причине мы не посмотрим Большого Будду (Giant Buddha) в Лешани (Leshan), где очередь на спуск к подножью статуи будет тянуться километрами, а бороться с очередной китайской толпой уже не будет ни сил ни желания. Я очень надеюсь, что к предстоящей олимпиаде китайское правительство решит эту маленькую локальную трудность.

• канатная дорога на вершину горы

Вершина одной из пяти священных гор буддизма представляет из себя комплекс религиозных строений с внушительной статуей Гуаинь(Guan Yin), внутри статуя полая, по центру стоит будда, в целом не обычно, рядом со статуей еще пара храмов. Осмотрев вершину и поснимав виды с высоты 3000 м. мы снова разделились на две пары, наши знакомые решили зависнуть немного на вершине, а мы предполагая не простой спуск, двинули вниз. Начало спуска в 08.00 До первого монастыря внизу рядом с канаткой сбежали бодро и быстро, где-то в середине спуска налетели на немцев, которые топали вверх, видимо они все же добрались до канатки, оценили размеры очереди и пошли пешком, не думаю, что они успели спуститься в этот же день, покарайней мере мы их больше не видели. У канатки как ни странно очереди на подъем к этому моменту уже не было, поскольку теперь все кто поднялся наверх сформировали на вершине новую очередь на спуск.

• эмейшан. статуя гуаньин на вершине
  • храмовый комплекс на вершине

На горе сразу приобрели карту, первый нюанс, карта отличалась от наших распечаток, в новой редакции спусков вниз было три, а именно в районе Qingyin Pavilion можно было перейти с длинного маршрута на спуск к Wuxia Hang Parking, где на карте так же была нарисована автобусная станция и тем самым сделать маршрут короче, мы назвали этот вариант средним. Второй отрезок до станции автобусов так же пронеслись бодро, я предполагала, что мы будем спускаться по длинному маршруту, начитавшись в интернете как наши соотечественники поднимались на гору по короткому муршруту, а спускались по длинному и что это заняло у них вверх 7 с половиной часов, а вниз около 8-ми часов и прикинув что мы в общем тоже не пальцем деланные и оба в хорошей форме, то спуститься с горы это вообще не проблема, первоначально мы планировали на нее подниматься пешком, но дни были сокращены и пришлось заложить только спуск, по моим расчетам он должен был занять 5-6 часов на коротком маршруте.

От станции с автобусами до первого монастыря Xexiangchi так же протопали быстро, видимо очень хотелось увидеть настоящий древний монастырь на священной горе, когда наконец дошли сильно удивились, эти развалины и ветхость никак не бились с придуманной картинкой, монастырь был действующим, пока бродили по постройкам наткнулись на двух монахов, на площадке у пруда китайцы кормили обезъян, посидели посмотрели, обезъяны ели все что давали, мне приглянулась одна самка с детенышем, подошла поближе заснять счастливую пару, рядом уже толкалось несколько китайцев, через секунду в кадре появилась пара самцов, а еще через несколько секунд самцы что-то не поделили и чуть не располовинили младенца, картинка получилась та еще. Китайцы ахнули, защелкали фотоаппаратами, немного погалдели и двинули вниз. Мы тоже пошли, но молча.

До развилки между коротким и длинным путями шли достаточно долго, стала ощущаться усталость, весь день нещадно палило солнце, от высоты, влажности и жары на протяжении всего спуска дышалось тяжело, только ближе к вечеру немного отпустило, шли налегке, по пути действительно масса пунктов быстрого питания, на которых китайцы все время что-то жарили, варили и непрестанно жевали, мы не елии вообще, покупали только воду, но все равно идти становилось все труднее. На развилке короткого и длинного путей взяли таймаут, решили оценить силы, отдышавшись приняли решение идти длинным путем. Это было мое желание и, честно говоря, в последствии я о нем сильно пожалела, мы дошли, но выложились полностью. Вся засада нашего выбора стала понятна где-то через три часа спустя, когда вместо того чтобы идти вниз, как подсказывала логика мы были вынуждены после коротких спусков вдвое дольше ползти вверх, при этом свернуть уже было некуда, на очередном привале жестами и мимикой мы опросили ряд проходивших мимо китайцев с целью выяснить в какой части маршрута мы находимся по ощущениям мы предполагали, что уже близки к финишу, но все почему-то тыкали пальцами на три сантиметра ниже развилки, верить в то, что за два часа мы едва прошли одну десятую совсем не хотелось, немного помолчав мы наконец внимательно изучили карту, возможно, если бы мы сделали это раньше то заметили бы крохотную нестыковку: высота на которой находится развилка Jiuling выше высоты ближайшего крупного моностыря XiangFeng Temple (1752 m), но путь к нему ведет через Yuxian Monastery (1680 m) который несколько ниже по высоте, т.е. до искомой точки нам предстояло сначало долго спускаться от развилки вниз, а потом столько же подниматься вверх. Читая эти строки у монитора, цифры кажутся просто символами, а на местности осознание внеочередного подвига "порадовало". Мы поблагодарили друг друга за свой топографический критинизм и оценили юмор китайцев, но по любому деваться было некуда к данному моменту мы уже прошли точку невозвращения и могли идти только вперед. Прикинув ситуацию, поняли, что попали и до конца дня можем не спуститься и написали СМС ребятам, которые шли за нами, чтобы сворачивали на короткий маршрут.

До монастыря Yuxian дотащились уже сильно измотанными, я немного поснимала окресности уже полностью осознав, что монастыри на горе это не совсем то что мы все подразумевали под монастырями. На этом участке у нас еще были силы воспринимать реальность с улыбкой, пробегающие навстречу толпы китайцев приводили нас в полный ступор, казалось что это десант, который только что выбросили за поворотом, такие свежие и бодрые они были и сказать что эти девочки (некоторые шли на шпильках) и мальчики уже прошли 6-8 часов вверх совсем не верилось, сама собой родилась шутка: это тренируется китайская олимпийская сборная. Отрезок пути до XiangFeng Temple (1752 m) был самым сложным, шли на автопилоте, несколько раз слетали пересчитывая пятой точкой ступеньки. Причина была в том, что ступеньки заточены под китайские размеры ступней, но никак не под наши ботинки 41 и 43-тий, мы просто не помещались всей подошвой и были вынуждены часто спускаться ставя ноги в полоборота, мои колени до конца поездки напоминали мне об этом спуске. Как доползли до Hongehun Monastery (1120 m) я уже не помню, кажется на какое-то время мы оба там вырубились, я пришла в себя от ощущения что зажатую в кулак руку кто-то метадично раскрывает, мне просто отгибали один палец за другим, теплыми пушистыми пальцами, открыла глаза, рядом сидела обезъяна с младенцем и рассматривала пустую ладонь, между ботинок и за спиной лазила еще пара молодняка, мы проснулись и какое-то время пофотографировали это место, обезьян было много в целом все прикормленные и прирученные монахами, понаблюдали как один монах на территории монастыря дрессировал взрослого самца ногой в челюсть, наверно у них так принято, все думают что они Джеки Чаны, еще было забавно заметить что еще один монах ходил по монастырю с зажатой в руках змеей, какой-то мистический монастырь, если бы не фотографии решили бы что у нас были галлюцинации. Ниже по маршруту мы еще несколько раз будем натыкаться на обезъян, но от отсутствия сил реагировать на это будем приблизительно так: "Ты тоже видишь этого бабуина?" "Ты имеешь в виду того что стоит на тропе или того что держит тебя за ногу?" "А-a-a!" Спасибо палке, пригодилась, обезъяны за пределами монастырей были значительно воинственнее и наглее, на тропе часто можно было видеть следы таких недружественных встреч. От монастыря Hongehun Monastery до Qingyin Monastery (710 m) был еще один спуск, я думала что хуже уже не будет, но учитывая что этот участок мы оба почти не помним, наверно он был самым трудным для нас, в общем ничего сложного, все те же спуски и подъемы, но шли мы его на бровях, сто метров пройдем и садимся, потом еще сто метров и опять падаем, я хорошо знаю свои способности, для меня это был предел. Я действительно не понимаю, кто писал отзывы на форумах и в отчетах... маршруты которые проходятся за 6-8 часов, это что наш спецназ на гору бегал, а потом отчеты фигачил? Мы не слабые и не новички, оба ходили в разной сложности треки (у меня разряд по альпинизму), но Эмейшань оказалась тем ещё аттракционом. Это не Кавказ и не Крым, где как минимум не так влажно, в общем мы круто ошиблись и купили билеты на на ту гору. Вернее сказать так: мы получили СТОЛЬКО, чего и не заказывали, устали до изнеможения, но ГОРА запомнилась ярче всего.

Как мы доползли до поворота на средний маршрут я не помню, но то что мы не пройдем длинным путем было уже очевидно и здравый смысл подсказывал что надо уходить вниз кротчайшим маршрутом, очередное уточнение нашего место положения подтвердило, что мы свернули в нужном месте, с этого момента стало немного легче, хотя скорее всего это просто объективно наступал вечер и немного упала температура воздуха. Просто для информации: за все время нашего спуска, а спускались мы в общей сложности 11 часов, мы встретили только двух белокожих аборигенов почти в самом низу, идущих вверх, и судя по их состоянию им было так же хреново как и нам, чтобы спускался кто-то белый вниз не видили вообще, зато насмотрелись на китайцев которые перлись на гору целыми семьями с детьми и стариками (пивом и чипсами), хотя как я понимаю эти старики еще и нас обгонят. Вообще это показательно для нации, китайцев шло очень и очень много, как мы поняли это было что-то типа маевки, а не сходить ли нам на Эмейшань! Русские едут в лес попить водочки, китайцы лезут на гору чтобы встретить рассвет - разница есть. Последний отрезок пути дался относительно легче, мы уже поняли что дойдем, что самое сложное позади, что мы это все же сделали и не благодаря физической подготовке, а только благодаря силе воли и упертости. Наверно не правильно говорить что европейцы слабые никчемные особи, что китайцы выносливее и жизнеспособнее, но шли они на порядки легче, возможно это просто не наш климат, для них подобные нагрузки норма, для нас как стресс, запусти китайцев нашей зимой на лыжах по сопкам наверно они тоже будут выглядеть не лучшим образом. Ксатати на горе была еще одна разновидность людей удивившая меня до глубины души, это местные "шерпы" (шерпы - народность, живущая в Восточном Непале, в районе горы Джомолунгма, в качестве носильщиков и проводников участвуют в восхождениях на горные вершины), подряжающиеся носить на себе народ и вещи, ходят они по двое, ходят это мягко сказано, правильнее будет бегают. Спускаетесь вы вниз, еле передвигаясь и проектируя завещание, а на встречу в гору бегут носилки с большой тетей заваленной вещами на четырех худеньких ножках, мужички визуально маленькие и тщедушные, но жилистые, как они так резво в гору скакали не понимаю, к тому же встречались курящие на ходу, вообще нереальное зрелище. Ребята на коротком спуске видели идущего в гору ишака, навъюченного хламом, говорили что он едва дышал, при этом до самой вершины вдоль ступеней встречаются участки с идущими реставрационными работами, бетонные плиты и мешки с цементом, может кончно это ишаками завозится, а может и люди таскают (в процессе правки текста, воспоминпния принесли образы таскающих на гору ЦЕМЕНТ и КАМНИ людей), в Китае это возможно, в этой стране и животное и человек могут занимать одну и туже нишу и это нормально.

Спустились с горы в район Wuxian Hang Parking купили билет на ближайший автобус до Baoguo, ребята спустились на 2 часа раньше и ждали нас в гостинице, добрались до номера, сбросили грязные вещи и отправились вместе в ресторан чтобы поделиться впечатлениями и наконец впервые за день поесть. Резюмируя опыт второй пары можно сказать что спустились они по короткому маршруту за 9 часов, так же на бровях доползли до канатки в районе Wannian Monastery и спустились на ней до Wannian Parking оттуда доехали автобусом до Baoguo.

Выводы всех участников событий, отчеты по прохождению горы либо сильно искажены либо проходили их мастера спорта, хотя возможно нам не очень повезло с погодой, было бы холоднее шлось бы легче, в любом случае морально мы не были готовы к такому переходу и вообще нам повезло, что мы не стали подниматься вверх, а выбрали спуск. Кроме накладки с неверной оценкой своих сил и завышенно иллюзорными лично моими ожиданиями в отношении монастырей на горе все остальное превосходно! Если бы была возможность переиграть маршрут все участники все равно оставили бы гору по плану, это был правильный опыт и больше всего это был опыт лично каждого в отношении себя и своих способностей по преодолению трудностей, единственное что изменила бы лично я это точку ночевки, на гору имеет смысл подняться вечером накануне и заночевать на вершине, чтобы как можно раньше начать спуск, мы потеряли и силы и время на очень ранний утренний подъем чтобы добраться до вершины, лучше сделать это накануне и заночевать в отеле на горе. В остальном все супер, гора достойна внимания, идите и смотрите, но рассчитывайте свои силы. Поужинав мы разбрелись по номерам и в этот день спали как убитые.

В аэропорт приехали в 21.00 или около того, взяли билеты в Куньмин. Вылет 22.15 на China Eastern Airlines. Удивило, что все прошло так быстро, а не ЗА МНОГО ЧАСОВ ДО ОЗНАЧЕНОГО В БИЛЕТЕ ВРЕМЕНИ, мы просто пришли-купили-улетели. Да и выдача багажа ни разу не превышала 5-10 минут ожидания, что при большой загрузке аэропортов, в сравнении с нашими Аэровокзалами, удивляет. Впервые при покупке фруктов в салон столкнулись с тем что где-то кто-то сдал нам неверно сдачу, вместо 5 юаней одной купюрой нам дали дважды по 5-ть бумажных копеек (фэнь), купюры визуально в целом похожи, поэтому мы не обратили внимание. Второй прокол с местными деньгами обнаружился на пару дней позже, кто-то где-то всунул нам как сдачу фальшивые 50 юаней, приглядевшись мы поняли разницу, действительно фальшивка, так и привезли ее с собой на память.

Немного о деньгах: Китайцы полагают, что когда человек умирает, его дух ведет загробную жизнь, которая немногим отличается от жизни на белом свете. И наличность умершему очень даже нужна. Поэтому в стране совершенно официально печатают так называемые "банкноты ада": их покупают в магазинах. Обычно они продаются в пачках по 30-70 купюр, завернутых в целлофан. Стоит такая пачка 6-8 юаней независимо от того, сколько миллиардов нарисовано на банкнотах. Бумага может быть любой: и тонкой, глянцевой, и даже грубым дешевым картоном. На большинстве “банкнот ада” присутствует изображение бородатого китайца средних лет - императора загробного мира. Но порой "бородач" отсутствует, а банкноты почти как реальные деньги с регистрационными номерами, соответствующими подписями и банковскими печатями.

В Куньмин долетели нормально, когда взлетали поразил размах обычного провинцильного города с высоты птичьего полета, офигеные развязки и кольцевые дороги, нашей Москве с МКАДом только завидовать, там этих кольцевых минимум три, и это даже не столица.

Аэропорт в Куньмине как наше Домодедово, строили с размахом и с запасом, багаж подали быстрее чем мы добежали, вообще скорость работы китайского обслуживания приятно удивила, это не Европа где в ресторане официанта не дозовешься. При посадке в такси опять достали распечатку с бронью гостиницы, карту и путеводитель, приготовились танцевать, такси подали, мы начали, танцуем танцуем реакции ноль, местные менты присоединились к шоу, адрес гостиницы им так же был не известен, менты сами позвонили в гостиницу поговорили с ними по китайски, потом пожали плечами и отвалили, мы засомневались а в тот ли город мы прилетели, мало ли, может в Китае два Куньмина, но оказалось что город тот, но по немопнятным причинам официальные такси везти нас не хотят, зато все пальцами тыкают в сторону частников, которые бодро бегают за нами и кричат что знают где отель и готовы отвезт инас всего за 60 юаней, мы упираемся и от частников отказываемся, наконец эти танцы с бубнами всем порядком надоедают и один из официальных таксистов наконец заявляет что он вспомнил где этот отель, дорога понятное дело стоила 30 юаней по счетчику. Информ. по отелю Baoshan Hotel:

Отель вполне удобно расположен, не смотря на свои мега размеры бюджетен 32$ за дабл в день с завтраками, к слову завтраки очень понравились, особенно китайская лапша с кусочками мяса и специями просто супер, вечером нашли для себя еще одну приятную особенность под названием Сауна, но об этом отдельно.

Sharmen 20/09/2007 www.perekrectok.narod.ru

Читайте здесь еще о Китае!